В наблюдениях в связи с предстоящими внутриполитическими развитиями преобладает мнение, что основные развития будут происходить во внепарламентском поле. Здесь, пожалуй, имеется в виду то, что в парламенте есть абсолютное большинство, а остальные две политические силы – ППА и «Светлая Армения», не являются радикальной оппозицией, а позиционировали себя в рамках поддержки революции, и не могут быть для общества убедительной оппозицией.
Здесь, конечно, возникает вопрос, какие именно силы для общества могут стать убедительной оппозицией во внепарламентском поле? И, конечно, ключевым в данном случае является и то, что именно означает оппозиция или реальная оппозиция, подлинная оппозиция? Например, произошедшая накануне на заседании Совета старейшин Еревана дискуссия, а в некоторых эпизодах – и словесная перепалка между представителями фракций блоков «Мой шаг» и «Светлая Армения», была ли убедительным эпизодом или нет? На первый взгляд кажется, что общество убеждает именно такая оппозиция. Но и с этой точки зрения, пожалуй, быть более «убедительными», чем РПА или Роберт Кочарян и его сторонники.
И здесь, конечно, возникает вопрос – это должно быть критерием или стандартом оппозиции, посредством этого общество должно убедиться, и к чему приведет эта планка убежденности? На этом строится логика – усматривать основной вектор развитий во внепарламентском поле, где намного больше так сказать «естественных предпосылок» для радикальной или жесткой позиции? А кто измерял – власть еще больше усиливает подобного рода «убедительная оппозиция» или нет?
Дело в том, что, например, эти планки и критерии оппозиции усиливали даже прежнюю – не легитимную, лишенную общественной поддержки власть. За последние годы действовал именно этот обратный эффект, и эти планки и характер делал оппозиции не убедительными, а наоборот – они перестали убеждать общество. И это – даже в условиях наличия нелегитимной власти.
В случае наличия легитимной власти подобного рода оппозиционные планки тем более не будут убедительны. И наряду с этим и возникает вопрос об убедительности оценок, которые преподносятся обществу, в качестве основного поля развитий рассматривая внепарламентскую среду. Это, конечно, не означает, что основные развития будут в парламентской среде, и это предопределено.
Проблема именно в том, что в новой ситуации нужно принципиально прийти к совершенно новой отправной точке в оценивании политических развитий, где разделение на поля нужно оценивать как чистую условность, потому что парламент или внепарламентская площадка – вытекающие из политической системы термины, и до того, как один из них рассматривать в качестве поля основных развитий, мы должны прежде всего иметь эту современную политическую систему. И уже из этого будет вытекать логика, существующая в политических реалиях парламентской и внепарламентских рамок – чтобы оценить, которые из них станут более важными и современными.
Источник: 1in.am