Развитие ситуации в РФ с текущим решением проблем в области право-применения и одновременной с этим, разработкой новых норм законодательного регулирования, приводит пока только «к включению проектируемых уточнений в ГК РФ» согласно тексту пояснительной записки, к законопроекту № 424632-7 и пояснительной записке к проекту в первое чтение. «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ «Закон о «цифровых правах» и «цифровых деньгах»». Указанные меры и предложения, даже на первом этапе являются не достаточными и не решающими острые задачи регулирования экономики.
Считаю необходимой мерой введения в ГК РФ в 1 Части, 1 Раздела, нового 6 подраздела, предварительно состоящего из двух Глав. Главы «Цифровые права» и «Цифровые деньги» соответственно. Способ такого регулирования и уровень основан на том, что правовые функции в данном разделе ГК РФ являются исходными и управляющими остальными разделами ГК РФ. Решение основано на понимании, что возникновение права с информационной точки зрения происходит первично не материально т.к. в информационных системах материальны только носители информации, а не сама информация. Моменту внесения записи в информационной системе предшествует воля носителя прав т.е. правообладателя, которая только удостоверяется путем нажатия кнопки для регистрации перехода права.
«Цифровые права» имеют отличие от ценных бумаг и его основа в том, что пока нельзя выпустить ценные бумаги для распоряжения «цифровыми правами», а распорядится ценными бумагами с использованием «цифровых прав» уже можно.
Ценные бумаги, как и другие объекты гражданских прав, сегодня вторичны по отношению к «цифровым правам», это положение сохранится и впредь.
Положение «цифровых прав» и «цифровых денег» является таковым, по тому, что их возникновение основано на алгоритмах информации, которая как объект не материальна и так же сложно регулируемая, как и воля носителей прав. Государство встало перед проблемой регулирования выражения воли субъектов экономики при ее материальном воплощении в новые объекты прав.
Управление не материальной в своей основе информацией приводит к необходимости разработать инструменты автоматического создания и контроля реализации новых возникших «цифровых прав». Контроль над информационной системой в которой станут возникать новые «цифровые права», в полной мере станет возможен только при условии, что будет создан доступный всем носителям прав инструмент, позволяющий выражать свою волю и создавать на ее основе «цифровые права».
«Смарт контракт» о котором много говорят и предпосылки для которого вводит законодатель, в том виде как он осмыслен сейчас не пригоден для решения экономических задач страны.
Должен быть создан сервис воплощающий в себе весь алгоритм заключения сделок всех видов, их исполнения и расторжения. Только создав такой инструмент контроль над информационной системой станет возможным. Речь должна идти о системе информационного контроля над всеми сделками в стране и за ее пределами. Это как ни странно уже возможно если объединить существующие электронные сервисы в один. Решая отдельные задачи автоматизации процессов бизнеса и обмена информацией, разработчики создали сервисы, почтовых отправлений, платежей, формирования форм документов, подачи заявлений, порядков регистраций и совершения отдельных видов сделок (покупка билетов и товаров, бронь отелей и т.д.) формирования отчетности или договорной документации. Сегодня все эти сервисы представляют собой разрозненные части общего алгоритма заключения сделки и ее исполнения. Сделать эти алгоритмы эталонными и распространить их на все виды сделок в стране и для всех носителей прав, теперь становится основной задачей.
Для каждого вида сделок существует свой алгоритм преобразования прав и поэтому его автоматизация сегодня зависит только от способности экспертов выделить в законах страны правовые функции и из них построить последовательности.
Отдельно хочется отметить, что и бизнес структуры в стране пока не воспринимают создание сервиса, к примеру «Яндекс сделки» или «сделки mail.ru», как сервис давно назревший. Эти агрегаторы уже создали все составные части сделки, кроме эталонного алгоритма заключения и ее исполнения. Правовые информационные системы «Консультант+» и «Гарант» имеют конструкторы договоров, соединив которые с другими функциональными частями сделки, задача будет решена.