Громкое заявление Ильхама Алиева на съезде партии Ени Азербайджан, где его выдвинули кандидатом в президенты, вызвало в регионе эффект разорвавшейся бомбы. Негативная реакция была вполне ожидаема, и аналитикам следует выяснить, почему Алиев решился на такой шаг.
Реакция была такой, что вчера представитель МИД Азербайджана вынужден был заявить, что Алиев говорил не о «возвращении Еревана и Зангезура», а о «возвращении азербайджанцев на свои исторические земли».
Что изменилось в регионе за эти несколько дней и почему Алиев вдруг решил «разъяснить» свое заявление об исторических «землях» Азербайджана — Ереване и Зангезуре? Связаны ли заявления Алиева с активизацией политики США в регионе и явным отступлением России и Турции?
Напомним, что США нанесли в Сирии сокрушительный удар по России, от которого Москва не может никак оправиться. Путин после этого исчез с экранов и отменил все публичные мероприятия. Выяснилось, что российские наемники пытались отхватить у курдов нефтяные месторождения. Пишут также, что Россия подписала с Асадом соглашение, в соответствии с которым 25% месторождений, которые «удастся захватить», будут принадлежать русским. Иначе это называется мародерством.
Кроме того, госсекретарь США Тиллерсон совершил турне по региону и побывал в том числе в Турции. На следующий после его визита день появилась информация, что Турция применила в Африне химическое оружие. Напомним, что за 2 дня до этого президент Франции Макрон заявил, что если будут доказательства применения в Сирии химического оружия, то Франция может нанести сокрушительный удар.
Параллельно Эрдоган отпускает на свободу германского журналиста курдского происхождения и отчаянно пытается наладить отношения с Германией.
Можно ли полагать, что США и Европа ломают 100-летнюю схему, выстроенную Турцией и Россией? И каким будет положение Азербайджана, если российско-турецкая схема исчезнет?
Азербайджан предпринимает отчаянные попытки удержаться на плаву. Алиеву прекрасно известно, на каком жидком российско-турецком желе построен фундамент его республики. Мировое сообщество весь прошлый год доказывало Азербайджану, что не признает его территориальную целостность. И Алиев понимает, что если Турция и Россия потерпят поражение, то правовые основы создания Азербайджана и его территориальной целостности просто исчезнут. А вместе с ними – и власть Алиева. Вот почему Алиев зашевелился.
Первой «ласточкой» новой политики Алиева стало агрессивное заявление о Ереване и Зангезуре. Потом депутат Расим Мусабеков обнародовал предложения Азербайджана по карабахскому урегулированию, где говорится о согласии «обсудить сецессию Карабаха». А затем МИД Азербайджана «разъясняет» слова Алиева о Ереване и Зангезуре, заявив, что речь шла только о «возвращении азербайджанцев».
Официальный Ереван не особенно реагирует на эти импульсы, и не исключается, что это правильная методика. Сегодня Серж Саргсян отправился на Мюнхенскую конференцию по безопасности, надо полагать, там он заявит об угрозах со стороны Азербайджана и Турции.