9 февраля в Карабахе побывали номинант на должность президента Армении Армен Саркисян, сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а также представитель Бюро АРФД Грант Маркарян.
Все они встретились с Бако Саакяном, который на встрече с сопредседателями заявил о необходимости участия Карабаха в переговорном процессе.
В тот же день министр обороны Азербайджана Закир Гасанов созвал совещание с участием командиров прифронтовых частей и рассказал им о задачах, которые были поставлены Ильхамом Алиевым на съезде партии Ени Азербайджан. Напомним, что Алиев назвал стратегической целью Ереван и Зангезур. Гасанов обсудил с офицерами подготовку к выполнению поставленных задач.
Через 2 месяца в Азербайджане досрочные выборы, которые были перенесены с октября. Мало кто может вразумительно сказать, что могло произойти до октября, из-за чего Алиев неожиданно перенес выборы. Но можно с уверенностью утверждать, что решение Алиева о переносе выборов и заявление о том, что переговоры продолжатся только после выборов, означало, что Алиеву срочно нужна была пауза.
Но переговоры можно отложить до апреля, и через 2 месяца Алиев все равно должен будет вернуться к предложенной повестке переговоров. 2 месяцев Алиеву показалось мало, и он «удлинил» паузу, а точнее, отказался от нынешней повестки урегулирования, «расширив» ее до Еревана и Зангезура.
Международной реакции на экспансионистские заявления Алиева не прозвучало, в том числе, и от стран-посредников карабахского урегулирования. В Армении звучат различные оценки, хотя превалирует мнение, что к заявлениям Алиева стоит относиться серьезно. Прежде всего «серьезность намерений» может быть обусловлена тем, что Алиев оказался загнанным в угол, а в таком положении обычно прибегают к отчаянным шагам.
Сопредседатели вернутся в Ереван и, по традиции, выступят с заявлением по итогам визита. Зафиксируют ли они паузу и укажут ли на деструктивность Алиева, сложно сказать. Но армянская сторона не может сидеть сложа руки.
Представитель АРФД Грант Маркарян обсудил с Бако Саакяном внутриармянскую повестку и карабахское урегулирование. Напомним, что Дашнакцутюн давно уже предлагает заключить соглашение по безопасности между Арменией и Арцахом. Более того, текст соглашения уже готов, и на уровне МИД было заявлено, что его заключат в нужный момент.
Можно ли утверждать, что такой момент настал? В Армении совершается переход к парламентской форме правления, что предполагает не только ребрендинг, но и переформатирование застарелых проблем. Одной из такой проблем являются двусмысленности в отношениях Армении и Арцаха, как в сфере защиты безопасности, так и участия в переговорах и многих других моментов.
Может ли переход к парламентскому правлению внести ясность в эти вопросы? Говорил ли об этом Бако Саакян с Арменом Саркисяном? Обсуждал ли он с Грантом Маркаряном возможность подписания Соглашения? И были ли сопредседатели Минской группы уведомлены, что при таких стратегических «задачах» Алиева, армянской стороне придется предпринимать меры?
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»