В начале сентября стало известно, что Министерство иностранных дел Армении разработало и завершило ближневосточную стратегию, направленную на создание такой платформы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества и круга интересов, которая позволит обеспечить, направлять и продвигать государственные и национальные интересы Армении в этом регионе.
В результате арабской весны 2010 — 2012гг., и последовавших за этим развитий политическая активность Армении в ближневосточном направлении была довольно снижена, а ряд армянских общин этого региона значительно ослабли. Цель новой стратегии — обеспечение возвращения Армении на Ближний Восток, процесс, построенный на переоценке национальных и государственных интересов Армении в этом регионе и оценке новых реалий и силового соотношения, сформировавшихся за последние 10 лет.
Примечательно, что в контексте этих изменений стратегического характера переоценены также и место и роль Армении в регионе. В течение последнего месяца на разных уровнях звучали заявления, которые, по сути, были выражением этого нового восприятия. Как то, “Армения является не только частью Большого Ближнего Востока, но и составной частью трех морей -Каспийского, Черного, Средиземного морей” (советник министра иностранных дел Армении Рубен Карапетян) или “Зона стратегических интересов Армении включает не только Кавказ, но и всю зону ответственности ОДКБ, а также Ближний Восток и Восточное Средиземноморье” (министр обороны Армении Давид Тоноян).
Старт реализации новой ближневосточной стратегии Армении был дан 12 — 15 сентября официальным визитом в Арабскую Республику Египет делегации во главе с министром иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном. Египет был первым из арабских государств, признавшим независимость Республики Армения и принявшим первое дипломатическое представительство Армении на Ближнем Востоке. Кроме того, Египет имеет довольно весомую роль и влияние на Ближнем Востоке, Африке, арабском, а также и в исламском мире (в Египте расположены также штаб-квартиры ряда региональных организаций). Более того, 10 000-ая армянская община и исторические традиционные связи с народом Египта являются благоприятными факторами с точки зрения развития двусторонних отношений.
Пожалуй, совокупность всех этих факторов является тем основным объяснением, что начало активизации ближневосточной политики Армении было дано именно в Египте, причем первым региональным официальным визитом министра иностранных дел Республики Армения.
Примечательно, что процесс активизации армяно-египетских отношений начался еще в 2018 году назначением новых послов двух стран. Затем в 2019, во время встречи премьер-министров Армении и Египта в Давосе в январе 2012 года, а также во время встречи министров иностранных дел двух стран в Мюнхене в феврале была выражена двусторонняя готовность к активизации диалога и экономического сотрудничества. Официальный визит министра иностранных дел Армении вписывается в рамки этого этапа поступательного развития армяно-египетских отношений и был направлен на подготовку почвы для выведения двусторонних отношений на новый политический уровень. В рамках визита было объявлено, что достигнута договоренность о визите президента Египта в Армению. Тот факт, что глава МИД Египта принял министра иностранных дел Армении, что само по себе является дипломатическим жестом, свидетельствует о готовности египетской стороны развивать отношения с Арменией.
Полная поддержка армянской стороны стремления Египта присоединиться к свободной зоне ЕАЭС также способствует развитию отношений между Ереваном и Каиром. Более того, фактически Армения взяла на себя ответственность за переговоры по соглашению о свободной торговле с Египтом от имени ЕАЭС.
Геополитическая ситуация в регионе также способствует взаимной заинтересованности в развитии армяно-египетских отношений. Действия Турции на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье, Северной Африке и на Южном Кавказе создали новые проблемы, которые необходимо решать путем укрепления сотрудничества между заинтересованными сторонами. В этом плане, были важны оценки действий официальной Анкары, данные Мнацаканяном в рамках визита, и Египту с армянской стороны была выражена солидарность.
Примечательно, что в рамках своего визита глава МИД Армении встретился также с верховным имамом мечети Аль-Азхар шейхом Ахмадом Мухаммадом Аль-Тайибом. Визит министра иностранных дел Армении в Египет, а также предстоящие визиты в ОАЭ, Ливан, Ирак, Иорданию и Сирию весьма важны с точки зрения, срыва усилий Азербайджана по изоляции Армении от исламского мира и политизации религии в контексте карабахской проблемы.
В рамках визита в Египет было также подчеркнуто еще одно важное направление ближневосточной стратегии Армении — защита прав национальных и религиозных меньшинств. Армения для защиты прав уязвимых национальных и религиозных меньшинств и обеспечения разнообразия религий с целью усиления и консолидации их потенциала работает посредством различных международных платформ. В этом плане весьма символична встреча министра иностранных дел Армении с главой Коптской православной церкви Патриархом Тавадросом II
В заключение можно сказать, что запуск ближневосточной стратегии Республики Армения оказался вполне успешным. Визит министра иностранных дел Армении в Египет возвестил о возвращении Армении на Ближний Восток. Это дало возможность, с одной стороны, озвучить позиции армянской стороны относительно важных региональных развитий, а с другой — создать необходимые основы для поднятия отношений с Египтом на новый уровень. Последовательная реализация подобной инициативной и активной политики на Ближнем Востоке неизбежно приведет к росту роли и веса Армении в регионе, создавая также и новые возможности.