В то время, как азербайджанская сторона жалуется, что «армянская сторона не принимает во внимание права своей общины», некоторые люди в Армении прибегают к очевидным манипуляциям, обвиняя армянские власти в «стремлении узаконить азербайджанскую общину Карабаха».
Как пишет «Инфотека 24«, подобные утверждения были сделаны, в частности, соучредителем недавно созданной партии “Адекват” Артуром Даниеляном, которая была в центре внимания азербайджанских пропагандистских сайтов. А.Даниелян настаивает на том, что, когда Никол Пашинян сказал, что Арцах должен стать участником переговорного процесса, «он имел в виду эту [азербайджанскую] общину».
А.Даниелян настаивает на том, что цель властей Армении – «решить проблему» путем «переселения Арцаха». Интересно, что даже такие «анализы» не проводятся азербайджанской стороной, а их сайты, напротив, утверждают, что «армянская сторона всячески препятствует их участию в процессе».
Поскольку в армянском медиаполе существует множество спекуляций и манипуляций, в частности по этому вопросу, мы хотели бы коснуться нескольких моментов. Структура под названием «Азербайджанская община Нагорного Карабаха» является неправительственной организацией, созданной в 2006 году. До этого азербайджанские власти использовали институт бывшего мэра Шуши для этой цели. До назначения Т.Гянджалиева на должность главы НПО в 2018 году организацию возглавлял Б. Сафаров, у которого был значительно более низкий образовательный ценз, следовательно, его действия были менее эффективными. Но структура работала.Правда, назначение Гянджалиева и активизация НПО является ответным действием на заявления Пашиняна о вовлечении Арцаха в переговорный процесс в мае-июне 2018 года, но о той же “азербайджанской общине” Н. Пашинян неоднократно заявлял, что она не может быть стороной переговорного процесса, потому что их интересы представляет президент Азербайджана, которого они избрали.
Упомянутая структура никогда не была стороной ни переговорного процесса, ни конфликта, в отличие от Арцаха. Достаточно отметить, что соглашение о прекращении огня подписали министры обороны Армении и Азербайджана, командующий Арцахской Армией обороны.
До 1998 Арцах также участвовал в переговорах, в заявлениях сопредседателей подчеркивалось, что переговоры ведутся с тремя сторонами. Последнее подобное заявление было сделано сопредседателями Минской группы ОБСЕ в 1998 году по итогам его визита в Армению, Арцах и Азербайджан 8 октября 2011 года.
Позже Арцах был полностью исключен из переговорного процесса, и выражение «три стороны» вышло из употребления. В 2018 году тезис, выдвинутый премьер-министром Армении с мая, подразумевает восстановление прежнего формата, в котором так называемая “азербайджанская община” не играла никакой роли.
Демонстрирует понимание и принятие предложения Н.Пашиняна хотя бы одним из председателей Минской группы ОБСЕ – Россией, заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Лавров в 2019 году в ходе осеннего визита в Армению заявил, что «без народа Нагорного Карабаха его население не сможет заключить никакого соглашения. Армения просто не подпишет этого».
Это заявление ясно показывает, что речь идет о народе Республики Арцах, а не о какой-то «азербайджанской общине». В этом случае неясно, какова цель таких манипулятивных заявлений, которые не имеют реального основания, кроме как просто залить воду в мельницу азербайджанской пропагандистской машины.
Ясно, что спекуляция по вопросу, имеющему большое значение в армянском обществе, может принести дивиденды во внутриполитической борьбе, но очевидно, что спекуляции по этому вопросу недопустимы и очень часто наносят ущерб нашим национальным интересам.
Другой крайностью является преувеличенное толкование текущих внутриполитических процессов в Азербайджане, которое также лишено реальных оснований и намеренно или невольно служит пропаганде Азербайджана для распространения паники среди армянского общества, «представляя Азербайджан как развивающееся государство». В частности, такие комментарии Ваге Ованнисяна, члена Группы альтернативных проектов, попали в центр внимания азербайджанских пропагандистских СМИ.
Ваге Ованнисян
Он утверждает, что в Азербайджане происходят «глубинные изменения», Азербайджан идет на «глубинную модернизацию» государства, «Азербайджан смог получить технологическое преимущество в военной сфере» и так далее. Неясно, на чем основаны такие процессы. Азербайджанская пропагандистская машина годами пыталась представить, что они развиваются быстрыми темпами, а Армения отстает, а в последние годы пытается показать, что они «на пути реформ».
В действительности, этот процесс начался в Азербайджане в 2015 году. После резкого снижения цен на нефть перестановки в системе продолжались и продолжались, что также перераспределило финансовые ресурсы между кланами. Некоторые “крупные рыбы” вышли из игры, но система не меняется. Как и прежде, она остается в руках семьи Алиевых-Пашаевых, которые продолжают приобретать миллионы, если не миллиарды долларов от нефти и других активов в Дубае и разных местах. Если после спада не стало хуже, то и к лучшему не пошло.
Продолжаются те же репрессии против деятелей оппозиции, о чем свидетельствуют недавние обсуждения в Европейском парламенте и текущая избирательная кампания. В этом случае неясно, что значит «глубинные изменения». Возможно, аналитик предполагает, что для Ильхама Алиева и Мехрибан Алиевой-Пашаевой некоторые “крупные рыбы” заменяются на более легко управляемых, что только усугубляет проблемы в этой стране.
Конечно, противника не следует недооценивать, но также нет необходимости переоценивать, основываясь на гадании, и не проделав глубокого анализа.
Другой герой азербайджанского пропагандистского поля – бывший депутат Рубен Акопян, который утверждает, что власти Армении договорились с азербайджанскими властями в Душанбе «помочь укрепить позиции властей Армении».
Рубен Акопян
Это утверждение не нуждается в длинных объяснениях, так как его в принципе трудно назвать «анализом» и оно основано на уму непостижимых мыслях. Встреча в Душанбе в состоялась в конце сентября 2018 года. Только после этой встречи трудно подсчитать, сколько раз президент Азербайджана говорил о том, что «военный фактор является важным фактором в урегулировании конфликта».
Сложно представить, что подобные заявления должны были способствовать укреплению позиций армянских властей. И если г-н Акопян считает, что механизм прямой связи способствовал сокращению боевых потерь, который «принес дивиденды» властям Армении, то это более непонятно. Какой смысл хотя бы частично критиковать договоренность, если она вызывает положительные изменения на местах?
Еще более абсурдным является утверждение, что «Азербайджан более искренен со своим народом, после переговоров Алиев говорит народу, о чем они были». Власти Азербайджана говорят то, что хочет услышать его народ, но это нельзя назвать «искренностью». Если бы они были искренни, они объяснили бы, что Арцах был вовлечен как отдельная сторона в недавней инициативе по обмену журналистов, но они избегали этого по очевидным причинам.