Вчерашняя дуэль между премьер-министром Армении и президентом Азербайджана на саммите глав государств СНГ взбудоражила постсоветское информационное пространство. Свое мнение по этому вопросу в контексте публикации «Коммерсанта» выразил глава фракции «Просвещенная Армения» Эдмон Марукян.
«Ъ» опубликовал в субботу статью под названием «Нжде меня, и я вернусь», в которой говорится о том, что саммит в Туркмении запомнится прежде всего скандалом, возникшим на почве выяснения отношений между президентом Азербайджана и премьером Армении.
«Вряд ли кто-то ожидал такой прямой «перестрелки» в присутствии других лидеров. Видимо, ответа Пашиняна оказалось недостаточным, и некоторые СМИ дружественных стран потеряли нить, связывающую их с исторической правдой. Так, небезызвестный «Коммерсантъ» начинает свою статью с броского названия, отсылающего нас к известному стихотворению Константина Симонова военных времён. Только я бы напомнил редакции «Ъ» слова из произведения: «Жди меня, и я вернусь,/ Не желай добра/ Всем, кто знает наизусть, /Что забыть пора», — написал Марукян на своей странице в Facebook.
Он напомнил о том, что Гарегин Нжде, о котором так умело вчера многие высказывались, был личностью, которая стояла как форпост на защите армяно-российской-славянской дружбы от всяческого турецкого нашествия. Он участвовал первой Балканской войне, Первой Мировой войне в качестве заместителя командира Второй армянской добровольческой дружины в составе Русской армии, в последующем — командира отдельной армяно-езидской военной части. Кроме того, Нжде, в должности заместителя командира воевал и в составе сводной дружины, входившей в Араратский отряд, и позднее — Первом Армянском полку. Был награждён орденом Св.Владимира 3-й степени, Св. Анны 4-й степени и Георгиевскими крестами 3-й и 2-й степени.
«Геноцид армян, одна из наиболее страшных трагедий в истории человечества, признанный и осуждённый в России, заставил патриота страны посвятить всю свою жизнь защите своего народа от уничтожения. В начале Второй Мировой войны Гарегин Нжде стал сотрудничать с властями Германии, преследуя цель в случае захвата немцами Закавказья предотвратить возможное вторжение Турции в Советскую Армению и по возможности при помощи Германии восстановить независимость Армении. Возникает вопрос: почему данное сотрудничество принято считать порочным, а пакт Ребентропп-Молотов и сотрудничество Гитлера и Сталина вполне нормальным и холоднокровно правильным? Неужели этот вопрос не волнует «Коммерсантъ»?», — задается вопросом армянский депутат.
Он также напомнил изданию, что Нжде был осуждён в советской тюрьме вовсе не за «около» сотрудничество с нацистами, а за контрреволюционную деятельность, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания. Хотелось бы узнать, сколько белых офицеров было осуждено по данным статьям? Возможно, стоит прекратить снимать фильмы о Колчаке в России?
«В конце концов, стоило бы напомнить тому же «Коммерсанту», что в годы Второй Мировой войне в борьбе с фашизмом потери армян сопоставимы с потерями США. В Великой Отечественной войне приняло участие более 500 тысяч армян: из них 300 тысяч были из Армении, а остальные из других советских республик. Во время войны было сформировано 6 армянских стрелковых дивизий», — написал Марукян.
По его словам, в годы войны 106 этнических армян удостоились звания Героя Советского Союза. Армянские воины служили во всех родах войск Красной Армии. За проявленные мужество и отвагу на фронтах Отечественной войны более 70 тысяч армянских солдат были награждены боевыми орденами и медалями. В военный период из армянского села Чардахлу на фронт ушли 1250 человек ушли. Из них 853 чардахлинцев были награждены орденами и медалями, 452 погибли на поле боя, двое стали маршалами Советского Союза (Иван Баграмян и Амазасп Бабаджанян), 12 — генералами, 57 — полковниками и семеро — Героями Советского Союза. Во время Второй Мировой войны 20 тысяч наших соотечественников сражались в пехоте, во флоте и авиации США.
«Именно поэтому слова премьер-министра были так необходимы, как защита не отдельной, хоть и выдающейся личности, а славы и чести армянского солдата. А мы же будем напоминать, пока есть те, кто может забыть…», — написал Марукян.