26 февраля в вечерние часы азербайджанские ВС открыли огонь в направлении оборонных позиций Ноемберянского района Тавушского марза Армении. К счастью, человеческих потерь и серьезных последствий нет.
Однако инцидент сам по себе примечателен, потому что произошел не на линии соприкосновения Арцаха и Азербайджана, а мишенью поползновения последнего оказалась территория Армении.
Ильхам Алиев, казажется, этими обстрелами дает понять, что его выступление на съезде партии «Ени Азербайджан» имеет не пропагандистский характер, а является проявлением разработанной государственной политики. Важен не масштаб или последствия вчерашних обстрелов, а сам факт. Баку считает, что международные нормы утратили свою значимость, и приспосабливает свои действия к логике еще не сформированного, так называемого «многополярного» мира, где доминируют не гуманитарное право, предсказуемость, а конкретные интересы.
Азербайджан, по большому счету, не удостоился адекватной международной оценки за Четырехдневную войну 2016 года, и сейчас продолжает последовательно «приучать» международное сообщество к своей агрессивной политике.
Минская группа ОБСЕ может быть и действительно является уникальной международной площадкой, на которой США, России и Евросоюзу удается формировать общую повестку. Вся проблема в том, что возникший в международных отношениях кризис не позволяет сопредседателям оперативно и адекватно реагировать на происходящие на передовой линии развития, и вообще осуществлять эффективное управление конфликтом. Баку в очередной раз тестирует жизнеспособность сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Не менее важен и другой мотив Баку в вопросе перемещения напряженности на границу Армении и Азербайджана. Посягательства на государственную границу Армении – вызов ОДКБ. На данный момент у Азербайджана нет согласия Москвы на развязывание широкомасштабной войны, тем не менее, стреляя в направлении границы Армении, он пытается понять вероятную реакцию России, уровень готовности поддержать Армению. Иными словами, в Баку посредством иной тактики пытаются легитимировать свое желание начать войну: в конце концов, Москва может и не поощрить стремления Баку, но также и не поддержать Армению.
В конце концов, у проблемы есть и цивилизационный аспект. Если Москва ведет себя в Сирии как бандит – поощряя осуществляемый Башаром Асадом геноцид в Восточной Гуте, то Баку может считать легитимированным свой статус регионального бандита.