Сумгаитские события февраля 1988 года были целенаправленной провокацией, организованной КГБ СССР и направленной против территориальной целостности и конституционного строя в Азербайджане, заявил сегодня пресс-секретарь Министерства иностранных дел АР Хикмет Гаджиев.
В Ереване проходят сейчас парламентские слушания по Сумгаитским событиям, и депутаты заявляют, что Сумгаит не должен быть забыт и отправлен в архивы истории.
Погромы в Сумгаите в феврале 1988 года стали не просто чудовищной гуманитарной катастрофой, уничтожившей фундамент советского «интернационализма». После Сумгаита армяне перестали верить в возможность мирного сосуществования с азербайджанцами и во всесилие Москвы.
Сумгаит стал вехой, после которой Карабахское движение стало необратимым.
В Баку, видимо, тоже знают о том, что если до Сумгаита можно было как-то договориться с армянами и с Москвой, то после Сумгаита было даже бессмысленно об этом говорить. Вот почему Баку пытается перевести стрелки на КГБ и обвинить в провокации Москву.
Известный конфликтолог, автор книги «Черный сад» Томас де Ваал связывает погромы в Сумгаите с событиями, которые, якобы, произошли в Капане.
«Около 25 января 1988 года историк Ариф Юнусов шел на работу в Академию Наук в Баку, когда увидел новые свидетельства бегства азербайджанцев из Кафана. Четыре красных «Икаруса» стояли перед зданием Верховного Совета Азербайджана. Юнусов вспоминает пассажиров тех автобусов: «Все они были в ужасном состоянии. В основном там были женщины, дети и старики. Молодых было мало. Многие сильно избиты. Они кричали».
Никто еще подробно не рассказывал об этих самых первых беженцах, главным образом потому, что азербайджанские власти постарались скрыть информацию о них. Арамаис Бабаян, в то время второй секретарь Кафанского комитета партии, говорил, что не может припомнить ни одного случая, чтобы азербайджанцы покидали территорию района до февраля. Впрочем, он подтвердил, что как-то ночью в феврале 1988 года две тысячи азербайджанцев действительно покинули Кафанский район, но считает, что причиной этого массового исхода стали слухи и «провокации»», пишет Том де Ваал в «Черном саду».
На днях Том де Ваал написал статью, которая опубликована на сайте Карнеги центра. Он пишет, что сообщения о беспорядках в Армении стали тем, что сейчас называют фейковыми новостями. «Это был конфликт, который не предвидели в Москве в 1988 году и который Михаил Горбачев не мог остановить. Весьма болезненно читать стенограммы Политбюро о погромах 28 февраля в Сумгаите и о том, как медленно Центр реагировал на вспышку насилия в азербайджанском городе. (Дискуссии в Политбюро также напоминают о том, что погромы в Сумгаите не были спровоцированы в Москве, как утверждают теоретики заговора. Они произошли из-за сочетания того, что мы теперь называем «фейковыми новостями» о предполагаемых злодеяниях армян против азербайджанцев, трусости местного руководства, которое усугублялось отсутствием решительности в Кремле.)».
Многие армяне и азербайджанцы по сей день считают, что Москва «тянет за собой» карабахский конфликт, говорит Том де Ваал. Но Москва, а точнее некоторые субъекты в Москве, которые имели тогда влияние, действительно манипулировали конфликтом, но всегда с позиции слабости, считает он.
Сумгаит стал проявлением сущности азербайджанской политики, свидетельством того, что на любой шаг армян Баку ответит погромами, насилием и жестокостью. Армянам оставалось только вооружаться и готовиться к войне.
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»