По распоряжению председателя Национального Собрания РА Ара Баблояна, согласно ст. 100 Конституции РА и ст. 41 конституционного закона РА «Регламент НС», по инициативе Правительства РА 7 июня, в 11:00 часов, было созвано внеочередное заседание НС РА для обсуждения вопроса «Об одобрении программы правительства».
Премьер-министр Армении Никол Пашинян представил основные приоритеты свой программы.
По его словам, он подтверждает тезис о том, что никакие переговоры по урегулированию карабахского конфликта не могут быть результативными, если в них не принимает участие в качестве полноценного участника переговоров руководство Арцаха. По его словам, многие восприняли этот тезис как нечто новое в процессе переговоров по урегулированию карабахского конфликта.
«Ничего нового в этом нет, это всего лишь хорошо забытое старое. То, что Арцах является стороной переговорного процесса, подтверждается документами саммита ОБСЕ 1994 года в Будапеште, и до 1998 года переговоры продолжались именно в этом формате», – сказал он.
По его словам, с 1998 года Армения вела переговоры от имени Арцаха также. «Правильно было это или нет – другой вопрос, однако они имели этому причины. Роберт Кочарян, до переезда в Армению, был избранным президентом Арцаха, Серж Саргсян – одним из организаторов самообороны Арцаха. Следовательно, они могли иметь или приписывать себе мандат о ведении переговоров от имени народа Арцаха, чего не могу сделать я. Народ Арцаха не принимает участия в выборах в Армении, он формирует собственные власти, и только они легитимны представлять народ Арцаха», – сказал он.
Он сказал, что, каждый раз, как возникает вопрос о включении в переговорный процесс Арцаха, Азербайджан предлагает включить и так называемых «представителей азербайджанской общины». По словам Пашиняна, это ложный довод, поскольку гражданское состояние жителей НКР азербайджанской общины не изменилось по причине конфликта. «И до, и после конфликта они продолжают оставаться гражданами Азербайджана, и в этом качестве продолжают участвовать в выборах, в том числе – в президентских, т.е., Ильхам Алиев имеет мандат на представление их интересов в переговорах, и эти люди – в его лице, уже вовлечены в процесс переговоров», – сказал он.
По его словам, те, кто пытается использовать эти доводы для провала переговоров неверно оценивают ситуацию. «Как я и говорил до того, я готов вести переговоры с Ильхамом Алиевым, при посредничестве и в рамках Минской группы ОБСЕ, однако до этого считаю себя обязанным сделать все для повышения эффективности переговоров. Если мы ведем переговоры реально с целью решения проблемы, а не просто для ведения переговоров. Думаю, для повышения эффективности переговоров следует также поработать над внедрением в жизнь ранее достигнутых договоренностей. Это существенный вопрос, поскольку будет неловко – вести переговоры по новым договоренностям, если прежние остались неисполненными», – сказал он.
В конце он выразил убеждение, что карабахский конфликт не имеет военного решения, и, тем не менее, подчеркнул, что любой авантюризм со стороны противника встретит сокрушительный ответ со стороны ВС Армении и армянского народа.