Известный блогер Александр Лапшин опубликовал статью во французской газете «Le Monde» под названием «Азербайджанский режим похищает и убивает всех, кто ему не нравится», в которой рассказывает о ежедневных мучениях и преследованиях, которым он подвергался в азербайджанской тюрьме. Напомним, что Александр Лапшин провел 7 месяцев в азербайджанской тюрьме, прежде чем получил помилование и был экстрадирован в Израиль.
Лапшин рассказывает и о том, что он много путешествовал и посетил более 130 стран. Он не интересуется политикой, любит мир, природу, историю, красивых женщин и хорошую еду. И даже в дурном кошмаре не мог предположить, что может стать игрушкой в политической игре 2-х жестких диктаторов.
«Речь идет о бывшем председателе колхоза, ставшем президентом Беларуси, и Ильхаме Алиеве, держащем Азербайджан железной хваткой, который унаследовал власть от отца, как какой-нибудь султан из «Тысячи и одной ночи». В 2016 году, путешествуя по странам бывшего СССР, меня неожиданно арестовали в Беларуси. При задержании агенты полиции ворвались в мой гостиничный номер, крича «Ложись на пол, не то будем стрелять, ты арестован по требованию Азербайджана – за посещение Карабаха!». Мне повезло, поскольку в момент задержания мой компьютер был включен – я разговаривал с женой. Она увидела эту сцену и сразу оповестила международные СМИ, а также посольства Израиля и РФ, поскольку я являюсь гражданином этих стран», – пишет Лапшин.
По его словам, будь Беларусь правовым государством, его бы не арестовали и не выдали Азербайджану, поскольку он не нарушал белорусских законов, а в подписанной этими странами конвенции указано, что экстрадиция по политическим мотивам не может быть осуществлена.
Александр Лапшин провел 7 месяцев в азербайджанской тюрьме, в СИЗО, что он также считает нарушениям международного права. Его обвиняли в «незаконном проникновении в Карабах через территорию Армении и нарушении территориальной целостности Азербайджана». Причем, он отмечает, что иного пути в НКР у него не было, поскольку граница со стороны Азербайджана закрыта с 1993 года. Его также обвиняли в том, что в своих статьях он в равной мере употреблял как топоним «азербайджанский Карабах», так и «Арцах».
«Требующий возврата этих территорий Азербайджан забывает, что здесь проживает 150 000 армян, которые говорят на родном языке. Азербайджан криминализирует также использование традиционных топонимов. С тем же успехом Франция может запретить говорящим на немецком наречии употреблять топоним «Райхсланд Аласа-Лотринген», требуя использовать только французские слова «Эльзас-Лотарингия». Я никогда не говорил о конфликте, чем, естественно, не интересовался. Даже марионеточный суд в Баку признал, что я не призывал к нарушению территориальной целостности Азербайджана», – пишет Лапшин.
По его словам, в ходе судебного расследования в Баку были и антисемитские намеки. Например, начало слушаний было назначено на 22-е июня – в день, когда 66 лет назад нацистская Германия вторглась в СССР и начала геноцид евреев на захваченных территориях. Второе слушание было 30-го июня – в день захвата Львова, откуда родом родители Лапшина, третье слушание – 4-го июля, состоялось в день насильственного изгнания евреев Латвии в концлагерь в Саласпилсе. День скорби в Латвии стал для азербайджанского режима днем гонений против мирного еврея-путешественника.
«10-го сентября – день рождения моей матери, на меня было совершено жестокое нападение в СИЗО Баку. Четверо в масках меня избили, обмотали шею веревкой, намереваясь повесить меня в санузле. У меня были сломаны ребра и зубы, все тело было в ушибах и ссадинах, а власти поспешили заявить, будто я сам хотел повеситься, и поэтому президент Алиев «помиловал» меня, после чего меня выдали Израилю», – пишет Лапшин.
В конце он напоминает несколько фактов, порочащих режим в Азербайджане:
1) По рейтингу организации «Журналисты без границ» Азербайджан занимает 163-е место по свободе слова и прессы;
2) Власти Азербайджана замешаны во многих коррупционных скандалах, например – Панамское досье;
3) Бакинский режим не гнушается похищениями инакомыслящих – например, дело Афгана Мухтарлы;
4) есть достаточно обоснованные предположения об азербайджанском следе в убийстве мальтийского блогера Дафне Каруана Гализия, раскрывшей мутную роль Мальты в отмывании грязных денег Баку.