«Это не майдан, я не вижу в Армении жестокости и насилия», – об этом заявил на открытии туристической выставки «InTour Expo» и «SportWay» в Ереване известный российско-израильский блогер Александр Лапшин, обратившись к последним развитиям в Армении и митингам оппозиции. «Несмотря на то, что есть пострадавшие, которые оказались в больницах, тем не менее, это не украинский майдан. Вижу, что люди хотят что-то изменить. Это не означает, что я поддерживаю кого-либо, однако хочу выразить благодарность Николу Пашиняну, который выходил на демонстрацию перед посольством Беларуси в знак моей защиты, и я в связи с этим выражаю ему личную благодарность», – отметил блогер.
«Меня пригласили для участия в тур выставке рассказать о путешествиях, по Армении и миру, как покупать дешевые билеты, о том, как быть свободным, путешествовать по миру», — сообщил Лапшин.
Из Еревана Александр Лапшин отправится в Страсбург, где будет выступать на сессии ПАСЕ по поводу нарушения Азербайджаном прав человека. «Иск в ЕСПЧ подан полтора месяца назад. Сейчас насколько я знаю от французских адвокатов, это принято к рассмотрению и может занять время, может год может два», — сообщил он. Отвечая на вопрос о том, надеется ли он на справедливый исход, блогер заметил: «Я не надеюсь, я не сомневаюсь. Мы их обвиняем в покушении на убийство в бакинской тюрьме, в нарушении моих прав, в нарушении правил экстрадиции, в незаконном удержании под стражей и лишении свободы».
В Страсбурге Александр Лапшин расскажет о том, как его держали 7 месяцев в одиночной камере, что является нарушением прав человека, как издевались, лишали связи с внешним миром, как в последний день – это был день рождения мамы Александра Лапшина, 10 сентября, напали в камере, избили, душили, сломали зуб, ребра, подъязычную кость. Потом, когда был без сознания, надели ремень, и подвесили в туалете, чтобы потом заявить в СМИ, что якобы повесился: «Я так понимаю, специально подобрали этот день. Потом я был немедленно помилован президентом Ильхамом Алиевым, и весь этот спектакль к счастью благополучно закончился возвращением домой».
По словам Лапшина, вся история с незаконным арестом была формально связана с посещением Нагорного Карабаха. «Формально связана. Хотя я понимаю, что они были обижены на меня за то, что я, будучи в «черном списке», приехал в Баку. Они сами меня пригласили для освещения Формулы один в июне 2016 г, забыв, что я в «черном списке». После того, как я туда съездил, они вдруг поняли, в каком нелепом свете выставили себя, показали, что их спецслужбы ни на что не годны. Но наказать решили не спецслужбы, а меня», — отметил блогер. В Баку он приехал по украинскому паспорту, и азербайджанские спецслужбы не смогли идентифицировать. «Абсолютно законные паспорта. В украинском паспорте имя Александ через «О». Это не потому, что я так хочу, это правила украинского языка. О чем в Азербайджане не имели представления», — пояснил Александр Лапшин.
Рассказывая о пребывании в азербайджанском застенке, блогер отметил, что «было очень тяжело, я понимал, что попал в жестокое тоталитарное государство, управляемое кланами, которые как собаки за кость, грызутся за нефть, пытаются друг друга оттеснить от власти. Я понимал, что попытаются меня использовать для внутренней борьбы и плюс для укрепления имиджа Ильхама Алиева, пошатнувшегося по известным причинам, и показать самым простым и необразованным слоям населения Азербайджана, что он сильный лидер, и может позволить себе не уважать мнение России, Израиля, или ЕС. Я всегда думал о том, что наши и ваши предки пережили Геноцид и Холокост, и понимал, что если они выжили и остались в здравом уме и памяти строить свои государства, я, наверное, переживу Азербайджан».
«Нам не разрешали свидания с женой, но информация о поддержке доходила через посольства России и Израиля в Баку, за что я им очень благодарен. Все это время они были на связи со мной, добивались встреч, писали жалобы в МИД Азербайджана, когда те отказывали во встречах. Они до меня доносили информацию, что в Армении идут демонстрации в мою защиту, и не только в Армении – в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, других городах. Я понимал, что я не один, и наверно все закончится хорошо», — добавил блогер: «Я прекрасно понимаю, что они мониторят все, что я пишу и говорю, в том числе в данный момент, и будут сидеть и думать как реагировать на мои слова. Я считаю, что пусть они тратят ресурсы политические и финансовые, чем больше они потратят ресурсов на борьбу со мной, тем меньше закупят оружия».
Касательно возможности давления со стороны Баку, Александр Лапшин предположил, что сейчас там проводят работу по созданию некоего лобби в ЕС, чтобы каким-то образом сорвать его участие в различных пресс-конференциях, которые будут сейчас проводиться в Европе, США и Южной Америке. «Каким-то образом отработать коррупционные схемы в отношении ЕСПЧ, то есть я знаю, что они этим занимаются, но надеюсь, что мы сможем это сорвать», — отметил он. Отвечая на вопрос о том, не опасается ли он повторения попытки расправы, Александр Лапшин заметил: «Честно говоря, я не думаю, что Ильхам Алиев может отдать приказ меня убить. Это было бы слишком непрагматично даже для такого недальновидного политика. Но конечно есть риск, что какой-нибудь простой Мамед, который считает, что может взять закон в свои руки, может подойти и ударить ножом где-нибудь в Москве или Киеве. То есть я стараюсь быть осторожным».