«Замороженный конфликт» между Арменией и Азербайджаном обострился. То, что многим на Западе может показаться незначительным столкновением в отдаленном уголке мира, на самом деле имеет серьезные последствия для региональной безопасности, энергетических рынков и амбиций сильных мира сего: Владимира Путина из России и Реджепа Тайипа Эрдогана из Турции, пишет Джеймс Ставридис на Bloomberg.
«За время работы НАТО я несколько раз посещал обе страны. Неприязнь и недоверие пронизывают атмосферу. Оба министра обороны в то время ненавидели друг друга, и хотя обе страны не были членами НАТО — все, о чем каждый из них хотел говорить, — это двуличие и продажность друг друга. Ни одна из сторон, казалось, не желала уступать ни на дюйм, ни в прямом, ни в переносном смысле.
За четыре года моего пребывания в НАТО азербайджанцы предприняли ряд вялых военных атак, которые армяне легко остановили. Наши разведданные показали, что армяне почти наверняка выиграют, если дело дойдет до серьезного конфликта. Российская Федерация поставляла оружие и обучала обе стороны, и на самом деле русские оказывали несколько успокаивающее действие.
В этой последней эскалации, как обычно, обе стороны обвиняют дру друга. В июле произошло противостояние, в результате которого было убито около десятка азербайджанцев (большинство из них — солдаты). Сейчас потери приближаются к 100. В воскресенье каждая сторона мобилизовала войска и объявила военное положение. Во вторник Армения сообщила, что один из ее самолетов был сбит турецким F-16; Турция отрицает обвинения.
Отсутствует какой-либо реальный толчок со стороны внешних стран, чтобы вмешаться и договориться о новом прекращении огня, что помогло бы успокоить ситуацию в прошлом, по крайней мере, временно. Последние усилия были предприняты при посредничестве так называемой Минской группы во главе с Францией, Россией и США, но потерпели крах в 2010 году.
Что особенно опасно в этой последней вспышке, так это то, что Турция и Россия сильно поддерживают разные стороны. Турки недолюбливают армян и поддерживают своих собратьев-мусульман в Азербайджане. У России есть официальный договор о защите и теплые отношения с Арменией.
Другие страны в районе действий, — это всегда нестабильная Грузия и один из самых упорных врагов Америки — Иран.
И этот богатый нефтью Азербайджан — с 7 миллиардами баррелей доказанных запасов и большим количеством природного газа — имеет уязвимые трубопроводы, которые проходят всего в 10 милях от границы с Арменией.
Хотя я был в этом регионе несколько раз, когда напряженность была высокой, на этот раз я чувствую опасность иначе. Грядущие выборы сильно отвлекают Вашингтон. Турция и Россия находятся на противоположных сторонах (как и в Сирии и Ливии). А Европейский Союз поглощен окончанием Брексита и напряженностью в восточном Средиземноморье между Грецией и Турцией. НАТО, которое все еще поддерживает партнерские отношения с Арменией и Азербайджаном, заявляет, что «обе стороны должны немедленно прекратить боевые действия», и «нет военного решения этого конфликта», но не делает конкретных предложений.
Шансы на мирное урегулирование кажутся безрадостными. Новая версия Минской группы, в которую войдет Турция, может укрепить доверие к сделке. Путин близок к лидерам обеих стран, хотя Россия сильно склоняется к христианской Армении. Возможно, США, Россия и Турция, работая вместе, смогут убедить обе стороны свернуть с катастрофического пути, по которому они идут.
Подход может начаться с символического возвращения земель азербайджанцам; обязательство обеих стран отказаться от использования огнестрельного оружия и взрывчатых веществ (как это сделали Китай и Индия после недавнего небольшого конфликта на «линии контроля» в Гималаях); и пошаговый подход к открытию новых границ. По общему признанию, ничего из этого не кажется многообещающим.
«Черный сад», блестящая книга Томаса де Ваала 2003 года, прослеживает корни конфликта. На заключительных страницах он говорит: «Любое справедливое решение [нагорно-карабахского] спора повлечет за собой болезненные компромиссы с обеих сторон, и ему придется уравновесить радикально противоположные принципы». На данный момент такие компромиссы кажутся гораздо менее вероятными, чем небольшая война с потенциально большими последствиями».