Вчера избирали премьер-министра не только в Армении. Госдума России вчера утвердила кандидатуру Дмитрия Медведева в должности главы правительства – конечно, без какой-либо интриги.
Интриги ожидаются в новом правительстве Медведева, причем, они как минимум негативно будут восприняты в Азербайджане. Печально известного Дмитрия Рогозина на должности вице-премьера РФ сменит замминистра обороны Юрий Борисов.
Как известно, Рогозин в прежнем правительстве координировал военно-промышленный комплекс, и хорошо осведомленные источники утверждают, что он утратил доверие Путина еще в апреле 2016 года, когда провалилось тестирование ракеты Союз 2.1а.
Но нас главным образом интересует иная сфера деятельности Рогозина, которая связана с военно-техническим сотрудничеством России и Азербайджана, а точнее – с поставляемым Азербайджану российским вооружением.
Конечно, мы далеки от примитивной мысли о том, что решения о сделках, сумма которых достигает миллиардов долларов, могут приниматься на уровне одного чиновника – без политического решения или без ведома Кремля. Подобное представить невозможно, с другой же стороны, личный фактор ответственного за сферу лица нельзя игнорировать, тем более, что Рогозин в правящей элите России считается одним из основных лоббистов Баку.
У всех нас в памяти еще свежи циничные заявления, озвученные им в Баку в дни Апрельской войны 2016 года – о готовности углублять российско-азербайджанское военно-техническое сотрудничество.
Независимо от того обстоятельства, почему Рогозин отправляется в отставку, этот факт – большая потеря для Азербайджана, который и без того переживает некоторый кризис в отношениях с Россией.
Иногда смена лица, конкретного чиновника знаменует пересмотр политики государства или поворот в отраслевой политике государства. Вне всяких сомнений, что прибывающие в Армению российские эмиссары попытаются представить отставку Рогозина в контексте якобы пересмотра политики России в нашем регионе. Сколько бы этот пропагандистский трюк не был бы примитивным, официальный Ереван должен воспользоваться этим, тем более, что резкое изменение политической ситуации в Армении открыло перспективу для повышения субъектности нашей страны в армяно-российских отношениях. Возникла некая ситуация, когда Москва, хотя бы из тактических соображений, готова пойти на определенные уступки – чтобы не потерять своего влияния в Армении.
С другой стороны, Никол Пашинян заявил, что в повестке Армении нет вопроса о прекращении членства в ЕАЭС и ОДКБ. Обоюдно возникла благоприятная среда для того, чтобы на высоком уровне был обсужден вопрос поставок российского вооружения Азербайджану. Причем, сегодняшний контекст крайне благоприятен для армянской стороны, которая может выдвинуть определенные предусловия – взамен на то, чтобы не менять вектор внешней политики.