Вчера вечером Министерство обороны Армении официально отреагировало на вопрос неучастия Армении в проходящих в Грузии военных учениях НАТО. «Учитывая тот факт, что проходящие в Грузии учения в этом плане не имеют приоритетного значения для ВС Армении, изначально было принято решение о неучастии в них и не было подано заявки на участие. Спекуляции об отказе от участия в учениях в последний момент неуместны», – говорится в тексте заявления.
Минобороны невольно противоречит само себе, потому что если бы данный вопрос не имел «приоритетного значения», то в военном ведомстве не посчитали бы необходимым еще раз обратиться к этой теме после представленных первым заместителем министра обороны РА Артаком Закаряном, по сути, официальных разъяснений. Однако сам проблема конкретно не в военных учениях, а тем более не в заявлении Минобороны, в искренность и адекватность которого не верят даже его авторы.
Тема военных учений в Грузии стала поводом, который еще раз разоблачил качество нашей политической системы, ее пустоту, отсутствие адекватности. Участие или неучастие в каких-либо в одних военных учениях, насколько бы это не было важным, не может стать роковым ни для международного авторитета страны, ни с точки зрения отношений между Арменией и НАТО или Арменией и США. Даже вступление в ЕАЭС не является необратимой ошибкой. Все политические ошибки и ляпы можно исправить, если будем иметь дело с адекватной политической системой.
Проблема Армении – не в том, чтобы ошибаться в конкретных случаях, а неспособность их исправить. В Армении не действует легальных механизм для принятия решений. Комплексы «за одну ночь», «в последний момент» характерны механизму властей Армении для принятия решений. Эксперты, пресса, общество не виноваты в том, что в действиях властей усматривают российский заговор или мотив кресломании, потому что в Армении не заметен механизм принятия решений, непонятны те внутренние или внешние мотивы, которые влияют на процесс принятия решений. Неслучайно, что даже ответственные за сферу или первые лица в политике не в курсе о реальных мотивах того или иного решения, и отвечают на вопросы журналистов, по сути, невпопад, противореча друг другу.
Какая страна серьезно отнесется к Армении, замминистра обороны которой неучастие Армении в военных учениях в Грузии не обуславливает фактором участия в них Азербайджана, а через несколько часов виде-председатель Национального Собрания обуславливает именно этим фактором отмену участия Армении. и никто не может точно сказать, каково влияние российского фактора в вопросе принятия в Армении внешнеполитических решений, однако очевидно, насколько эта система закрыта для общества, настолько она уязвима с точки зрения внешнего вмешательства.
Другое явное несовершенство политической системы – отсутствие противовесов, которое, по сути, делает необратимым принятое неверное решение. Неучастие в военных учениях – не трагедия, трагедия в том, что ни одна из политических сил не проявляет требовательности в вопросе участия, а, тем более, ни одна партия не потребовала от властей отчета за принятое «в последний момент» решение. Точно также нет и ни одной политической силы, которая проявляла бы требовательность в вопросе подписания нового соглашения Армения-ЕС, и если Серж Саргсян повторит «ночь евразийского поворота», то на следующее утро ни одна политическая силе не потребует у него и не сможет потребовать отчета, потому что политическая система оставила Саргсяна в одиночку противостоять российскому давлению.
У наших властей нет ресурса развития, а фантазии оппозиции достаточно только для того, чтобы размениваться во внутриполитических базарах. Наша политическая система бракованная, и от нее не нужно ждать качественных решений.
Источник: 1in.am