Интервью, о котором пойдет речь ниже, было опубликовано в азербайджанских СМИ месяц назад, однако я специально приберег его разбор до нынешнего дня. И вот почему.
Дело в том, что именно месяц назад началась операция турецкого генштаба «Оливковая ветвь», имеющая целью аннексировать курдонаселенный сирийский кантон Африн. И именно тогда, предвкушая неизбежный молниеносный захват Африна, корреспондент азербайджанского издания «Ени Мусават», сломя голову, побежал интервьюировать азербайджанского генерала Яшара Айдемирова с запросом провести параллели между реалистической «Оливковой ветвью» и вековечно-виртуальным бизимдирем Карабаха.
Корреспонденту уж очень хотелось услышать от «авторитетного» генерала подтверждение своей догадки о том, что турецкая операция увенчается непременным успехом, причем, в самые короткие сроки, и, следовательно, азербайджанцы, вдохновившись победой и следуя опыту и наставлениям старших турецких братьев, должны «сдублировать» в Карабахе афринскую «антитеррористическую операцию».
Я же был стопроцентно уверен, что турки непременно увязнут в Африне. Прошедший месяц наглядно доказал это. Насчитывающая свыше 30 тысяч бойцов группировка турецкой армии и их союзников смогла в ряде направлений продвинуться лишь на несколько километров, притом, неся катастрофические потери в живой силе, бронетехнике, ударной авиации. Эрдогановская цензура до последнего момента старалась блокировать информацию об истинном положении дел в Африне, однако утечку данных остановить более не представляется возможным. Уже в самой Турции ряд экспертов и оппозиционных деятелей признают, что «Оливковая ветвь» своей провальной судьбой грозит вылиться для официальной Анкары в полномасштабную гражданскую войну и силовую смену режима.
Поэтому-то я решил, что ныне самое время вспомнить об интервью Яшара Айдемирова, дабы вся ахинея его бизимдирных пророчеств наглядно контрастировала бы с афринскими реалиями протяженностью в месяц.
Вообще, корреспондент, «Ени Мусават» и Айдемиров стоят друг друга, ибо, хотя журналист и вовсе в жизни не нюхал пороха, то вдоволь обнюхавшийся им генерал (если, конечно, верить азербайджанским источникам), в сущности, тоже руководствуется ничем не отличимыми от диванных азербайджанских патриотов убеждениями. Создается устойчивое ощущение, что вопрос «возврата» Карабаха для Айдемирова сравним с такой задачей, как если бы ему предложили выиграть партию в шашки у пьяного соседа Тофика, который к тому же еще и слеп, и в шашки играть совершенно не умеет. Вон, дескать, лежит карабахская победа в кармане президентских штанов, да злостное международное сообщество никак не позволяет Алиеву вынуть и показать своему обществу эту самую победу.
На вопрос корреспондента о том, что мешает Азербайджану по примеру Турции решиться на «освобождение» Карабаха, бравый генерал Айдемиров так и отвечает: «Наш президент сказал в своем выступлении, что крупные государства не дают нам развязать войну. Хотя наша армия может провести более мощные и успешные операции, если крупные государства позволят нам это сделать…».
Видать, Айдемирову совершенно наплевать на причины такого запрета. Ибо, если этот запрет на развязывание войны действительно существует, так исключительно по причине того, что крупные государства страшатся катастрофических последствий войны именно для Азербайджана, куда они вложили в свое время внушительные капиталы. Просто Айдемиров уверовал в мифическую любовь международных центров к армянам, о которой так любит разглагольствовать его любимый и ненаглядный президент.
Затем, слезливо посокрушавшись вместе на тему международного запрета, корреспондент с генералом решают более не бередить душевные раны бизимдирствующей аудитории читателей, а настроить интервью на позитивную волну с взаимными уверениями, что день священного бизимдиря все равно когда-нибудь обязательно настанет. С таким хорошим настроем они начинают обсуждать технические стороны этого грядущего бизимдиря, не забыв, как всегда, коснуться темы превосходства Азербайджана в оружии.
Вообще, надо сказать, тема вооружений – любимейшая для генерала Айдемирова, который по всякому поводу, иногда совершенно неуместно, любит подчеркнуть, что азербайджанская армия наконец-то имеет в наличии вооружения больше и лучше, чем армянская.
Можно подумать, что в 90-ые азербайджанцы шли завоевывать Карабах с метлами и граблями в руках. Или что, если нынче начнется война, то армянские пушки будут стрелять в противника котлетами.
Так и сейчас, на просьбу журналиста еще раз коснуться сладостной темы оружейного превосходства и последних российских поставок генерал воодушевленно подхватывает тему : «… У Азербайджана есть такое оружие, которое Армения финансово не может себе позволить. Это обладающие способностью маневрировать бронетранспортеры, серьезное оружие, которое может поразить цели на пике горы или в низине. Армения не закупала оружие такого типа».
По-видимому, характеристика бронетранспортеров дает Айдемирову основания полагать, что именно этого компонента на протяжении тридцати лет не хватало бизимдирной армии для претворения в жизнь своего «освободительного» плана. А сейчас, дескать, все путем.
Следует полагать – настолько путем, что Айдемиров спешит заверить интервьюера в скоротечности ожидаемого, неминуемого, безальтернативного, бесповоротного… бизимдиря: «Думаю, бои могут начаться в любой момент. Есть определенные вопросы, которые, наверное, будут решены. Война будет быстротечной, с точными и мощными ударами. Армянская армия не сможет долго выстоять перед азербайджанской».
Произнесенная Айдемировым в стиле нострадамусского катрена эта фраза буквально пышет оптимизмом, долженствующим заразить собою толпы понуривших головы с апреля позапрошлого года диванных бизимдирщиков. Правда, Айдемиров не поясняет, какая принципиальная разница между апрелем 2016-го и нарисованной в его воображении скоротечной войной будущего? Хотя об апрельской войне он вовсе не упоминает. Как будто ее и не было. И как будто бы не он 4 апреля 2016 г. в интервью журналистам клятвенно заверял , что азербайджанская армия успешно продвигается в южном направлении и один за другим «освобождает» стратегические высоты. Так, где же эти самые стратегические высоты? И чем вообще занималась тогда азербайджанская армия, если не скоротечной войной, блицкригом, так сказать? Наверное, по Айдемирову, она просто вышла на тестовые стрельбища, с допустимой потерей в результате оных 800 голов своих аскеров, двух вертолетов, десятков танков и т.д. Или она просто решила помочь мартакертцам по весне вспахать поля «точечными ударами» из ствольной артиллерии и залповых установок. Но храброго генерала Айдемирова такие вопросы вообще не чешут, тем более, что корреспондент их и не задает. Зато он (корреспондент) вдруг, невзначай, прерывает сладкозвучную балладу о превосходстве воистину идиотским замечанием, на что генерал Айдемиров, поддерживая соответствующий уровень, парирует не менее идиотическим контраргументом.
Журналист: «На днях в СМИ распространилась информация, что США отправили в армянскую армию снайперов…».
Айдемиров: «Разве азербайджанские снайперы хуже американских? Азербайджан производит модернизированное снайперское оружие и крупнокалиберные пулеметы».
Заметьте, один с «высоты» своей профессиональной выучки толкует новость подобно гейгельскому чабану, выведавшему ее в своем яйлаге из радиотрансляции Voice of America на английском языке. А другой с «высоты» своих генеральских пагонов отвечает на это языком и доводами хырдаланского сопливого тинейджера, насмотревшегося роликов МО продукции киностудии «Сенедли ве тедрис фильмляри киностудиси».
Признаться, именно с этого места интервью меня начали терзать смутные подозрения, что обыкновенный строгий формат вопросов и ответов между интервьюером и интервьюируемым по ходу развития перерос в более теплую беседу, с непременным применением обеими сторонами горячительного напитка без соответствующей закуски. А что, ведь мог же Айдемиров предложить корреспонденту «Ени Мусават» совместить, так сказать, приятное с полезным и параллельно разговору отведать пару рюмок коньячка с лимоном в какой-нибудь тандырной на проспекте Бюльбюлья.
Судите сами. На вопрос журналиста по поводу построенной армянами дороги Варденис – Мартакерт генерал отвечает доводом, воистину переполненным стратегического мышления.
«Пусть армяне строят дороги в Карабахе, они нам пригодятся. Даже 30% азербайджанской армии не поместятся в Карабахе… Это территория Азербайджана, мы эти места хорошо знаем. После освобождения наших земель мы построим там дороги получше. Строительством в Карабахе армянские оккупанты хотят обмануть свое население».
То что Айдемиров со своими коллегами – соратниками хорошо знает эти места, сомнений не вызывает, ибо в свое время хорошо изучил маршруты уноса ног из Карабаха. Однако вместо этого вызывает вопрос столь пренебрежительное отношение «боевого» генерала к стратегической значимости шоссе, и, особенно, заданная им математическая задача с соотношением объема азербайджанской военщины к карабахскому пространству. Ведь если даже физически сложить всю азербайджанскую военщину в кубометры, то, думается, один степанакертский стадион поместит всю эту груду прессованного реваншизма.
Но и эти вопросы корреспондента вовсе не интересуют. Видимо, уже после четвертой-пятой рюмки на урчащий живот, он, по примеру генерала, начинает безнадежно сползать с катушек.
Корреспондент: «Армяне сами признают, что среди их военнослужащих в Карабахе наблюдается упадок духа».
Внимание!
Айдемиров: «А когда у них был высокий боевой дух? Даже если спросить у высшего политического и военного руководства Армении, верят ли они в решение карабахского вопроса в их пользу, они ответят, что не верят. Просто они управляются со стороны».
Спрашивается, как не послать к чертовой бабушке все формальности журналистской этики и генерал-лейтенанта азербайджанской армии, говорят, еще и афганского ветерана, затем участника карабахской войны, не характеризовать простым, но весьма исчерпывающим термином «чмо». И комментировать эту его цитату, думается, излишне.
Далее же чмо, отвечая на последний вопрос окончательно съехавшего с катушек журналиста по поводу предвыборной нестабильности в Армении, как бы резюмирует весь свой высокопарный бред.
«Чем больше смуты в Армении, тем выше наш шанс на победу. У нас всегда есть шанс на победу. Но, например, то, что мы можем сделать за 3 дня, в такой ситуации можно сделать за один день, задействовав меньше сил».
Я же резюмирую данную статью маленьким, но весьма примечательным эпизодом из истории так называемой АДР.
Когда в 1918г. британские войска вошли в Баку, то одним из первых требований их командования к татарским властям было следующим: немедленно передислоцировать азербайджанский генштаб в Гянджу. На вопрос «почему», британцы по-хозяйски ответили прямо, наплевав на дипломатическую этику: «От азербайджанских офицеров исходит скверный запах».
Так вот, возможно британцы имели в виду одни физические свойства немытых тел, но по мне , так от таких офицеров, как Айдемиров, наверняка уже научившихся мыться и душиться, происходит более мерзкий запах — запах лжи, морального разложения и, конечно же, страха. И перебить это мерзостное зловоние шапкозакидательскими речами и фальшивой пренебрежительностью к противнику им никак не удается.
Богдан АТАНЕСЯН
Aysor.am