В последние годы президенты двух тюркских государств, Турции и Азербайджана, все интенсивнее озвучивают публичные жалобы на то, что все кругом хотят разрушить их государства и отнять у них «исконные земли». Реджеп Эрдоган вынашивает планы пересмотра Лозаннского договора, предупреждает США о том, что «не всегда побеждают сильные» и что, «американцы не видели османский кулак». Его азербайджанский коллега Ильхам Алиев публично озвучивает стратегию возвращения Еревана и других «исконно азербайджанских земель». И чем интенсивнее становятся международные военно-политические процессы на Ближнем Востоке, тем громче становятся голоса этих двух деятелей.
Возникает вопрос: являются ли действия указанных политиков признаком какой-то озабоченности, или мы имеем дело с какими-то иными намерениями этих государств − стратегических союзников? Ведь, апелляции обращены к великим державам, а не к тем или иным субъектам, к которым имеются территориальные и иные претензии. Тогда чего хотят от великих держав Эрдоган и Алиев? Похоже, что хотят совсем немногого − признания своей правоты во всем. Но что такое турецко-азербайджанская правда?
Вопросы эти не праздные. Мы имеем дело со странами и народами, имеющими большие претензии ко всему миру и несоразмерные амбиции. Плюс к тому, мы имеем дело с народами, мало считающимися с правами других. Так уж сложилось исторически. Соответственно, все другие народы должны задуматься над тем, как отнестись к этим странам. Имеющиеся мнения о том, что поведение указанных союзников малозначительно и не должно вызывать особой обеспокоенности, не совсем убедительны. Да, эти страны не обладают достаточным научным, технологическим, военно-политическим потенциалом для реализации своих непомерных амбиций. В двадцать первом веке, в условиях роста взаимозависимости всего и вся в мире, они даже не способны принять какого-нибудь самостоятельного решения. Но это ни о чем не говорит.
Есть один неиссякаемый ресурс: всякий тюрок уверен, что всегда сможет достичь своей цели путем прислуживания какому-то влиятельному центру силы. Вся новейшая история формирования тюркских народов (турок и азербайджанцев) подтверждает мнение о том, что ключевым политическим принципом этих народов был и остается принцип предоставления услуг сильным акторам в ответ на получение от них разрешения или благословения на «произвол». Турок идет вперед, только получив приглашение, а также будучи уверенным, что руки его конкретного противника связаны кем-то со стороны. А уверенность в эффективности такой политики связывается с тем, что «сильные мира сего» когда-нибудь рассорятся между собой и обратятся к услугам тюрка. Фраза Эрдогана «не всегда побеждают сильные» проявляет именно указанную убежденность. Конечно, часто побеждают те, кто всегда готов оказать неоценимую услугу кому-то на стороне. Достаточно присмотреться к многочисленным фактам далеких и последних лет, чтобы убедиться в сказанном.
Правда, времена сейчас иные: турки и азербайджанцы все больше превращаются в головную боль для многих, и не только в регионе. И тем не менее, в период нынешних глобальных перемен нельзя исключать фактор политического малодушия в среде различных центров власти. Даже заявление президента Алиева о планах по возвращению в Ереван могло быть результатом предварительного «добра» от кого-то. Вряд ли Алиев поверил в свое могущество − это не в традициях этой нации. Ведь известны и другие свойства тюркской идентичности − тюрок не способен защищаться, когда за его спиной кто-то не стоит. История карабахской войны 1990-х годов наглядно продемонстрировала это свойство азербайджанцев − как только появилась опасность, никто не стал защищать свои поселения. Все молча и дружно ушли подальше в безопасные места.
Так что, противника надо знать в лицо. «Дружить − но палку из рук не выпускать», как гласит армянская народная мудрость. А с любителями пользоваться неприличными услугами эрдоган-алиевых надо проводить серьезную политическую работу.