В одном из выпусков программы «Вечер» с Владимиром Соловьевым уже не впервые выступил доктор политических наук, декан МГИМО Генри Сардарян. Выступление было посвящено конфликту ценностей как причине происходящих политических событий в мире.
Основные тезисы выступления Г. Сардаряна:
- В мире сейчас разгорается конфликт ценностей, а не интересов. Компромиссы и мягкие договоренности в нем невозможны.
- Ценности обрели ключевое значение во внешней политике государств.
- В европейской части России продвигается лево-либеральная доктрина, в соседних европейских странах — проект Великой Речи Посполитой, а на Северном Кавказе, в Средней Азии и Поволжье — пантюркизм и неоосманизм.
- Россия должна противопоставить собственную картину мира в странах, составляющих территорию стратегических интересов.
Конфликт ценностей – основа происходящей ситуации в мире
Основная идея доклада Генри Тиграновича Сардаряна заключается в том, что мир в целом, и Россия в частности сейчас находится в эпицентре конфликта ценностей, а не интересов. По мнению эксперта важно различать эти понятия, поскольку, когда в международных отношениях речь идет о конфликте интересов, его можно урегулировать, пойти на компромисс, найти какое-то обоюдное решение. К примеру, на горнодобывающем предприятии можно договориться, что по субботам одни добывают какой-либо ресурс, по воскресеньям – другие или территория каким-то образом делится между конфликтующими сторонами. Однако, в данном случае имеет место именно конфликт ценностей. Компромисса в нем практически невозможно. Нельзя пойти на уступки в вопросах, которые составляют основу аксиологии общества.
Вопросы ценностей сегодня становятся инструментом реализации внешней политики на территории самых различных государств, даже в отрыве от России. В качестве примера эксперт Сардарян привел Италию после Второй мировой войны. В то время во главе угла всех стран-основателей Европейского Союза стояли христианско-демократические партии. Они позиционировали создание ЕС как создание христианской республики в центре Европы. В Италии в то время была достаточно сильная христианско-демократическая партия, которая на протяжении 50 лет была абсолютно уверена, что ей ничего не угрожает, поскольку ей противостоят только коммунисты, у которых категорически мало шансов, чтобы победить в прямом противостоянии. Это обусловлено тем, что избирательная система была построена так, что как только какую-либо партию противопоставляли христианским демократам, у последних появлялось преимущество, а либеральных направлений практически лишало шансов. Причина кроется в том, что Италия была очень католической страной.
Противники христианских демократов быстро поняли, что надо давить не на партию противника как таковую, а на ценности общества. Потому что до тех пор, пока в обществе много католиков, они будут голосовать за христианских демократов. Первый шок для правящей партии был в 70-е года, когда проводился референдум по вопросу развода в Италии (до этого референдума развод был запрещен). Правящая партия была уверена в разгромной победе. Однако, население проголосовало за то, что развод необходимо разрешить. Для христианских демократов это был шок. Спустя 10-15 лет, когда католиков в стране стало меньше, чем половина населения, люди стали хуже голосовать за правящую партию и предпочли отдать голоса С. Берлускони.
Таким образом, сегодня именно ценности становятся главным инструментом при проведении политики мягкой силы мягкой в отношении государств.
Влияние «соседей» на мировоззрение населения
Генри Сардарян озвучил идею серьезного влияния на мировоззрение и установки населения соседних государств.
К примеру, Турция по мнению политолога, является не менее важным инструментом в вопросе дестабилизации обстановки в России, чем Запад. Турция – это южный фланг этой дестабилизации. Она вполне способна влиять на сознание людей наших южных регионов.
Есть западный проект, так называемая великая Речь Посполитая, которая должна работать со своими западными соседями – Россией. Этот западный проект включает в себя вполне конкретные инструменты, очень понятную идеологическую платформу, стрим-сервисы, которые накачивают детей, молодежь, подростков ценностными ориентирами вообще не характерными для России. Это абсолютно понятная леволиберальная повестка, которая должна сформировать у людей отвращение к самим к себе, своей истории, своей стране, собственной власти для того, чтобы их же руками дестабилизировать обстановку. Но с одной и той же повесткой нельзя зайти в разные регионы.
К примеру, в Дагестане невозможно «качать» эту леволиберальную повестку, рассказывая населению про те же самые вещи, про которые можно говорить в московских антикафе или где-нибудь на Рубинштейна в Санкт-Петербурге. В южные регионы нужно заходить с другой повесткой, но с теми же инструментами. В центральную Россию заходят с Нетфликсом, на Юг с турецким сериалом. Западный проект пропагандирует одни ценности – например, в сериале Друзья, где люди весь день не работают, пьют кофе, обсуждают приятные вещи и строят отношения.
Это очевидное противопоставление реальной жизни людей в формате «Посмотри, а ты весь день с утра до ночи работаешь, получаешь копейки, жизни никакой». На Юг, в тот же Дагестан с такой повесткой не зайти. Сюда заходят с позицией «Посмотри, какие великие у тебя были предки, ты часть этой цивилизации, а тобой сейчас управляет непонятно кто».
Конечно, такое влияние очень сильно давит на население, в особенности на подростков и молодежь. Но надо понимать, что сама по себе история здесь вообще ни при чем.
Можно смеяться над частными позициями, такими как доказывание, что узбеки и османы это один народ с братскими отношениями. Но это работает для какой-то части населения, поскольку есть устойчивая концепция, людям дают понятную картину мира. В центральную России приходят с одной концепцией, на южный фланг: на Северный Кавказ, в Среднюю Азию, в Поволжье с другой, но, так или иначе, качают абсолютно понятную идейную доктрину, направленную на дестабилизацию.
Нам категорически необходимо противопоставлять насаживаемым извне собственную доктрину. Яркий пример такой политики и поведения – Рамзан Кадыров, который показывает абсолютно альтернативную повестку имперского мышления. Этот человек, будучи мусульманином, представителем другой этнической группы, все же находится в авангарде имперского самосознания и осознает себя частью большой великой страны и борется за эти ценности.
Задача России
Генри Сардарян уверен, что ни в коем случае нельзя ограничиваться только локальными проектами. Мы должны четко ответить для себя на вопрос, что представляет из себя наша система ценностей и что мы предлагаем каждой стране, куда готовы прийти. В любой стране сегодня есть электорат, который отвергает ту систему ценностей, которая предлагается действующим руководством, мейнстримом, средствами массовой информации. Именно этому электорату мы должны представить очень конкретную, понятную систему ценностей.