«В рамках закона мы будем иметь возможность либо вернуть имущество, либо получить исчерпывающие разъяснения бывших должностных лиц о том, как они стали миллионерами».
Об этом заявил в интервью «Лрагир.Ам» председатель Комитета управления госимуществом при Министерстве экономического развития и инвестиций Нарек Бабаян.
Господин Бабаян, когда правительство намерено ответить, принимает ли государство отель Голден Пэлас Армена Аветисяна в качестве дара?
Проект решения по этому отелю уже в обращении. Думаю, через две недели он будет представлен правительству, а после постановления можно будет совершить прием-сдачу.
Обсуждается также вопрос имущества Манвела Григоряна, которое он также вознамерился преподнести в дар государству. Есть какие-то новости?
Процесс, связанный с Манвелом Григоряном, приостановлен в связи с позицией прокуратуры. Пока мы не предпринимаем шагов. Если не будет проблем с прокуратурой, и нам поручат дать ход делу, то проблем не будет.
Пока громких дел по этому имуществу нет. Но в рамках надзора за договорными обязательствами, в случаях, если обязательства выполняются неподобающим образом, или если есть возможность вернуть имущество, которое пребывает в процессе банкротства, мы можем дать ход делу.
Согласно официальным данным и декларациям, бывшие должностные лица владеют колоссальным имуществом и землями, которые были куплены за небольшие деньги на тендерах. Последний пример – информации об имуществе экс-премьера Овика Абрамяна и его родичей, которые, якобы, хотят вернуть незаконно обретенные земли общинам. Как вы прокомментируете?
Земля – это муниципальная собственность, и это не входит в нашу юрисдикцию. Во многих случаях эти земли приобретались посредством общин, решениями Совета старейшин.
О каких масштабах идет речь?
Масштабы колоссальные, такие случаи есть и у нас. Но у нас недостаточно ресурсов для расследования. Тут главное – законодательные регулировки, связанные с незаконным обогащением. В рамках этого законодательства можно будет получить разъяснения и покрыть часть этих объемов. В рамках закона мы будем иметь возможность либо вернуть имущество, либо получить исчерпывающие разъяснения бывших должностных лиц о том, как они стали миллионерами. Что касается расследования сделок, учитывая срок давности, отсутствие многих документов, архивов, думаю, будет неэффективно.
Документы были уничтожены?
Уничтожены, не составлены, не сохранены, не зарегистрированы. Проблем так много, а масштабы так велики, что все не удастся охватить.
Следует ли ожидать восстановления государственных прав на имущество в большом объеме после принятия закона?
Да, можно полагать, что многие не смогут разъяснить незаконное обогащение, как они, будучи чиновниками, стали долларовыми миллионерами или приобрели колоссальное имущество в РА. Поэтому такая процедур ожидаема.
Из-за подобных фактов был нанесен существенный ущерб муниципальным бюджетам, скажем, не выплачивался налог на имущество в полной мере. Может ли этот ущерб быть обжалован?
Да, землю арендовали под низкие или даже нулевые цены, налог на имущество не платили… Какие-то земли могли во владении другими лицами развиваться и приносить добавленную стоимость, но их за копейки передали кому-то, кто ничего не сделал. Допустим, мы вернем землю, а как же недополученные выгоды? Как мы можем их компенсировать, если конфискуем имущество? Я не считаю такой вариант вероятным. Думаю, оценить ущерб от препятствования развитию невозможно, как и возврат этих средств.
Могут ли быть случаи конфискации построенных должностными лицами особняков, в частности, близ парка Победы?
Земля там – муниципальная собственность, и я не знаю, какими решениями она была предоставлена… Во многих случаях строительство велось незаконно, потом было легализовано. Помимо правовых вопросов, нужно трезво оценить и целесообразность. Во многих случаях, если нанесен ущерб общине, если разрушены памятники или парки, то желательно восстановить их. Но в каких-то случаях использование этих строений может принести колоссальные доходы.
То есть, государство может их конфисковать и использовать их для получения прибыли?
Я подчеркнул, что этот вопрос будет рассмотрен в рамках законодательства.