В последнее время, особенно, в преддверии решения Конституционного суда по делу о правомерности ареста Роберта Кочаряна, в «оппозиционных» кругах Армении вновь озаботились состоянием армяно-российских отношений.
Каково состояние этих отношений сейчас? В содержательном плане, можно сказать, мало что изменилось, Россия продолжает проводить свою традиционную политику в отношении Армении, разве что изменился ряд обстоятельств.
В бытность Кочаряна президентом началась передача России стратегических активов Армении, между ним и Путиным установились дружеские отношения, и до сих пор считается, что отношения тогда были на высоком уровне.
При президентстве Сержа Саркисяна передача стратегических активов углубилась, были заключены позорные для Армении договоры, Армения была насильственно присоединена к ЕАЭС, но, несмотря на это, Россия нагнетала политико-пропагандистское давление на Армению, продолжая вооружать Азербайджан. и в итоге подтолкнула его к попытке военной реализации Казанского плана.
При Николе Пашиняне договорная база с Россией сохраняется, а союзнические обязательства выполняются. Просто сейчас Ереван стал говорить о проблемах, которые всегда были. Справедливости ради следует отметить, что Серж Саркисян тоже порой говорил о проблемах, хотя и туманно.
Армяно-российских отношений, по сути, нет, вернее, в представлениях Москвы они должны быть односторонними. Армения выдвигает сейчас требование о союзнических отношениях и отказе от препятствования экономическому развитию Армении. То есть, выдвигается вопрос суверенитета Армении.
Традиционная российская политика всегда сводилась к этому. Это не скрывают российские чиновники и полуофициальные круги, в том числе, «проармянские» эксперты. Когда на одном из евразийских форумов в Ереване армянская сторона пыталась поднять перед Медведевым вопрос об эффективности союза, он призвал активнее выращивать фрукты и овощи.
Теперь, когда армянское руководство поднимает вопросы, вызывающие недовольство в каких-то кругах в Москве, это представляется как недовольство России и недоверие к новой власти Армении. В унисон этим тезисам поют и аффилированные с прежним режимом круги в Армении. Возникает вопрос –считают ли они, что Армения не должна вообще ставить вопросов, или для того, чтобы не сердить Россию, ей надо окончательно отказаться от суверенитета и перспектив экономического развития?
Другое дело, в какой мере искренна нынешняя администрация в своих намерениях. Логика подсказывает, что общество, политико-экспертные круги должны оказывать давление на власти именно по этому вопросу. Но вместо этого они направляют в Москву доносы: караул, помогите, отношения портятся.
Так происходит не впервой, в 1920 году армянское государство было уничтожено путем мобилизации местных группировок, мусульман и разного рода воров, во имя победы социалистической революции. Эта победа стоила армянскому народу двух геноцидов – в 1921-23 гг. и во время Второй мировой (сравните число погибших армян и наших соседей). Тогда и потом из Армении в Москву было направлено 8 миллионов доносов.
Это повторилось в 2013-15 гг., когда армянская «оппозиция» под лозунгом «армяно-российские отношения портятся», фактически, стала пятой колонной, способствуя насильственному присоединению Армении к ЕАЭС и заключению унизительных договоров.
Пока это явление продолжается, не может быть и речи о качественных изменениях в армяно-российских отношениях и развитии Армении. Первичная ответственность – на власти, которая за эти полтора года так и не сделала существенных шагов в направлении системных реформ. Но не меньшую ответственность несут круги, которые намерены решать свои задачи такими методами.
Москве все равно, кто у власти в Армении. Главное – не допустить суверенного развития, и это будет продолжаться, пока в Армении будут паразитировать такие круги. Шансы выстроить новые отношения появятся, когда этих кругов не будет. «ЛРАГИР», карикатура: Сергей Ёлкин