Должен быть Душанбе плюс, заявил министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян, касаясь карабахского процесса и параллельно с этим шагам азербайджанского издания, вызывающим напряженность. По словам министра, эти разжигания напряженности делают необходимым вариант Душанбе плюс, иными словами, дополнительных инструментов по сдерживанию напряженности и механизма взаимного доверия, чем известная в Душанбе договоренность между Пашиняном и Алиевым. Таким образом, после встречи в Вашингтоне Армения ставит условие, конечно, пока с дипломатически затянутой и относительной формулировкой, однако достаточно четко, что в условиях вспышки напряженности очевидна необходимость Душанбе плюс. Что подразумевается под плюсом, не детализируется, однако это оставляя, пожалуй, для так называемой игры, потому что здесь участником является не только Азербайджан, и не следует забывать об этом: участниками являются также три страны-сопредседателя, три силовых центра, которые имеют повестку дня, вместе превышающие повестки Армении и Азербайджана.
Подробности повестки дня неизвестны, однако без сомнения, обсуждался широкий круг вопросов. Более того, примечательно, что встреча проходит и после встречи России, США и Израиля по Сирии или ближневосточному вопросу, которая состоялась в Израиле, причем в Иерусалиме, признанной, как известно, США столицей Израиля. Секретарь Совета Безопасности России там встречается с секретарем безопасности США Болтоном и премьер-министром Израиля. Это значимые развития, знаковые, символические развития, которые происходят фактически в плоскости взаимоотношений двух ключевых субъектов сопредседательства Минской группы. А это, независимо от наличия в повестке дня прямого вопроса Арцаха, несомненно, оказывает на него влияние. Причем, отсутствие прямого присутствия, пожалуй, является результатом именно влияния, поскольку Вашингтон и Москва фактически не видят в арцахском направлении особой проблемы развития, перемен и, в соответствии с этим, вопроса срочного обсуждения. На этом фоне примечательно, что в последние дни в Азербайджане как на уровне министра обороны, так и на уровне Алиева делаются прозрачные намеки-заявления, адресованные общественности, которыми Баку пытается оправдаться перед своим обществом, почему он воздерживается от «ведения войны». Причина этого, пожалуй, в том, что на встрече в Вашингтоне перед Азербайджаном поставлен вопрос Дунашбе плюс, и Баку вынужден не давать повода для того, чтобы настаивать на этом.
Тем не менее, Ереван должен держать вопрос на повестке дня, однако в двусторонней повестке отношений со странами-сопредседателями. Здесь необходимо, конечно, понять, что такое плюс. Это известная повестка дня Вены – 2016 года, или за эти годы это тоже нужно подвергнуть «плюсу», и в случае нового шантажа для Азербайджана нужно разработать более насыщенную смирительную рубашку, фактически превратив плюс в проход, по ту сторону которого следует оставить Баку в режиме реальной политики?
Арам Аматуни, 1in.am