Мирный договор по Карабаху сорвался из-за нежелания окружения бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева делиться территориями. Об этом заявил экс-директор Службы внешней разведки России, ныне ведущий эксперт Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова Вячеслав Трубников, передает BaltNews.lv.
«Я в течение четырех лет был участником Минской группы Организации безопасности и сотрудничества в Европе, которая решала вопросы Приднестровья и Нагорного Карабаха. Это было очень непросто. Но по Карабаху я был в ситуации очень позитивной. Покойный Гейдар Алиев и Роберт Кочарян (экс-президент РА — ред.), плюс руководство Нагорного Карабаха, очень правильно все воспринимали. В апреле 2000 года мы встретились в Ки-Уэст, штат Флорида»,- рассказал Трубников.
«Мы нашли формулу: за деньги Международного валютного фонда можно было обеспечить коридор из Азербайджана на юг, и от Армении до Степанакерта. Но Гейдар Алиевич… Он сначала ни с кем не делился, а когда рассказал своим близким коллегам, те вздыбились: «Как, мы будем отдавать куски своей территории?»,- отметил он.
4-7 апреля 2001 года в Ки-Уэсте (штат Флорида, США) прошел самый долгий раунд переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта между президентами Армении и Азербайджана Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым. Но продолжившиеся четыре дня переговоры не принесли плодов.
Посредники объявили о проведении очередных переговоров в июне этого года в Женеве. После завершения переговоров в Ки-Уэст президенты Армении и Азербайджана прибыли в Вашингтон, где каждый провел личную встречу с президентом США Джорджем Бушем. Президент США объявил о намерении продолжать переговоры для достижения мира.
Сопредседатели Минской группы приняли в Ки-Уэсте совместное коммюнике, в котором заявили о намерении начать работу над «новым всеобъемлющим предложением» по урегулированию карабахского конфликта. «В ходе интенсивных четырехдневных обсуждений президенты продемонстрировали добрую волю и твердую приверженность необходимости решения конфликта на основе взаимных компромиссов», — говорилось в коммюнике.