Официальный гарант безопасности Армении стал вызовом этой безопасности, об этом заявил руководитель центра «Модус Вивенди» Ара Папян в интервью 1in.am.
–Господин Папян, Никол Пашинян заявил, что начинает бархатную революцию, молодые люди активизировались, будут созданы революционные комитеты. Как вы оцениваете эти события в Ереване и других городах?
– Я приветствую то, что сейчас происходит в Армении, поскольку это показывает, что прошедшие годы были не напрасны, сформировалось новое общество с более высоким политическим сознанием. В нашем обществе особенно молодые люди занимают лидирующие позиции, и это очень важно, потому что общество, которое необходимо построить в Армении, это, прежде всего, для этой возрастной группы. С другой стороны, самая уязвимая в Армении именно молодежь, которая учась в различных местах, в школе, вступает в жизнь с большими надеждами, но встречается с оправданными и зачастую неоправданными трудностями и эмигрирует, либо ломается или приспосабливается. Поэтому очень важно, что новое поколение говорит свое слово и говорит, что оно очень грамотно, довольно сдержанно. Это было подчеркнуто всеми сторонами, которые затронули – США, Россия и другие.
– Как вы оцениваете заявление Госдепартамента США о мирных демонстрациях в Армении? Мы можем сказать, что это был призыв к властям не использовать какую-либо силу?
– Заявление Государственного департамента США имеет решающее значение, и важно, что это было сделано на уровне министерства, а не просто реакции посольства. Конечно, данные были переданы посольством. Разумеется, в нем были очень важные послания на дипломатическом языке, но если мы переводим на простой человеческий язык, это примерно то же, что мы приветствуем то, что происходит, потому что это мирное и в рамках закона. И пусть вдруг никто, естественно, прежде всего власть, не пытается использовать силу. Я считаю, что Серж Саргсян должен учитывать это, потому что даже если он пытается силой подавить это движение, а у него есть эта сила, потому что власть с любой вооруженной полицией сильнее, чем невооруженный народ, но после этого Серж Саргсян окажется в совершенной изоляции, неприемлемым не только для Соединенных Штатов и Запада, но и для России. Поэтому я не думаю, что Серж Саргсян хочет быть политическим трупом, особенно сейчас, потому что, если в нем осталась хоть капля патриотизма, он должен понять, что этим он принесет самый большой ущерб Армении. Так что, заявление Госдепартамента было призывом к сдержанности, что было очень важно.
– Учитывая, что накануне Национальное Собрание избрало Сержа Саргсяна 77 голосами за и 18 голосами против, какой результат вы ожидаете от этого движения, может ли оно привести к смене власти, бархатной революции?
– В предыдущий раз я выразил свою озабоченность по поводу окончательного результата. Конечно, выборы Сержа Саргсяна со стороны РПА не вызывали никаких сомнений. В целом, то, что было построено в Армении, государственно-правовой, законодательный, конституционный и избирательный кодекс, все это подстроено под одного человека. Иными словами, все это делается для избрания Сержа Саргсяна. Против этого нет игры. Но если у Сержа Саргсяна есть немного патриотизма, если он не хочет, чтобы Армения страдала от этого, тогда он должен уйти в отставку. Официальный гарант безопасности Армении стал вызовом этой безопасности. Он стал главным препятствием и для экономического развития Армении, и для безопасности. Это доброе пожелание и призыв, чтобы Серж Саргсян подал в отставку, создал, так сказать, без своего участия, естественно, комитет с участием оппозиции и новых людей, который очень быстро, за 3 месяца, подготовит новый избирательный кодекс, провести новые выборы в НС, которые отразят реальность, существующую в обществе. В конце концов, парламентская система, созданная в мире, не потому, что монархи в этих странах были добрыми и хорошими и позволили создать такую систему, просто это был лучший способ предотвратить столкновения. Если они этого не сделают, Армения сильно пострадает, даже в том случае, если власти силой подавят это движение. Естественно, что единственный способ у властей подавить движение – это сила, но этим власть погубит Армению. Основной возможностью оппозиции добиться конечного успеха является сохранение все это в мирном поле. Очевидно, что некоторые силы во власти постоянно провоцируют, и мы видели эту ситуацию на перекрестке Маштоц-Туманян, чтобы привести все к столкновению, к силовому решению, а в силовом поле они сильнее. Поэтому мы должны увидеть, что предстоящие события, назовутся они революционным комитетом или другим именем, очень важно, кто участвует в этом.
– Существует мнение, что невозможно блокировать правительственные здания в течение длительного времени, если нет плана действий. Возможно ли будет еще долгое время удержать горячую и многочисленную площадь?
– Прежде всего, я хотел бы сказать, что важность программы преувеличивается, что должен быть план всех дальнейших шагов, но послушайте, неужели Серж Саргсян избрался программой? Или Серж Саргсян все это время представлял много проектов, какой проект осуществил Серж Саргсян? Здесь оппозиция ставит одну проблему, и я думаю, что правильная проблема – вернуть власть народу, потому что неизвестно почему правительство объявляет, что они хотят захватить насильно захваченную власть. Они не хотят захватить власть, они хотят вернуть власть народу, потому что по нынешней конституции власть принадлежит народу. И ссылаться, что народ отдал свои голоса за РПА, это ложь, потому что за нее проголосовали эти 77 человек. Я уверен, что если голосование было бы закрытым, даже половина из этих 77 депутатов не голосовала бы за него. Сейчас модно так добиться успеха или нет? Конечно, это сложно, но другого выхода нет. Или вы должны действовать на улицах в рамках мирного неповиновения, минимизировать столкновения, или снова Серж Саргсян через своего телохранителя, – а полиция по новой Конституции является его телохранителем – подавит всех.
Я не понимаю, что заставляет рядовых полицейских выступать против народа и собственной родины, потому что очевидно, что они защищают не родину, а одного человека. Около 90 процентов обычных полицейских бедные, увязшие в кредитах люди, которые просто продают свою силу власти, чтобы решить свои насущные проблемы. Я призываю рядовых полицейских не идти на столкновения. Для меня здесь самое опасное не полиция, а группы провокаторов, так называемые частные армии олигархов – 200-500 человек, которые заинтересованы идти на такие шаги. В отличие от полиции, они получают много денег. Они знают, что элита РПА, то есть заместители Сержа, того же Сержа Саргсяна, каждый месяц получает в конверте около 5000 долларов. Они хотя бы выходят против собственного народа за полученные деньги, а за что это делает рядовой полицейский?