Если Азербайджан на самом деле заинтересован в ослаблении напряжения на линии соприкосновения в зоне Карабахского конфликта и осознает, что что это не приведет ни к чему хорошему, это, конечно, положительный сигнал. Весь вопрос в том, можно ли на самом деле доверять этим заверениям Азербайджана и насколько верны такие настроения в Азербайджане, ведь именно Азербайджан постоянно прибегал к применению военной силы и пытался изменить статус-кво на линии соприкосновения военным путем. Такое мнение в беседе с Первым Информационным выразил депутат Госдумы России, директор Института стран СНГ Константин Затулин, говоря о прошедшей по инициативе Минской группы ОБСЕ 16 октября в Женеве встрече президентов Армении и Азербайджана и комментируя, в частности, слова армянского президента Сержа Саргсяна о ходе переговоров.
Сразу после переговоров Серж Саргсян в посольстве Армении в Швейцарии встретился с представителями армянской диаспоры, сообщив, что в ходе переговоров стороны не пришли ни к каким договоренностям о вариантах разрешения конфликта, но договорились принять меры по снижению напряженности на линии соприкосновения, чтобы избежать жертв на передовой.
«Должен сказать, что и президент Азербайджана, и я в этом глубоко заинтересованы. Дай Бог, чтобы всегда он так думал»,- добавил президент Армении.
Не звучит ли это заявление несколько странно? Ведь это все тот же Азербайджан, который осуществил агрессию в апреле 2016 года и в политике и стратегии которого важной составляющей всегда было применение военной силы и угроз, провокация роста напряженности и организация провокаций на линии соприкосновения войск противников? В чем причина, что сейчас Азербайджан «заинтересован снизить напряженность»?
Возвращаясь к вопросу, Константин Затулин подчеркивает, что вся проблема в уверенности в том, насколько азербайджанская сторона останется верна своему обещанию? Но с другой стороны, поведение Азербайджана в Женеве и относительно мирная ситуация последних месяцев на линии соприкосновения показывают, что Азербайджан не чувствует поддержки в своих военных начинаниях.
«Это означает, что Азербайджан не получает поддержку в том вопросе, чтобы попробовать решить проблему военным путем. В этом смысле обращение президента Азербайджана президенту США, мне кажется, не дало своих результатов, потому что США не имеют желания выступать в карабахском конфликте на азербайджанской стороне»,- отметил Затулин.
Что касается другой страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ – России, – зампредседателя постоянной комиссии по вопросам СНГ и европейской интеграции Госдумы Константин Затулин уверен, что Россия не пойдет на сделку с Азербайджаном, ущемляя армянские интересы в проблеме НКР. В этом контексте политолог прокомментировал заявление советника президента России Сергея Глазьева о том, что членство Азербайджана в ЕАЭС зависит от решения Армении.
По этому вопросу Затулин отметил следующее: «Разговоры о возможности присоединения Азербайджана к ЕАЭС идут уже давно, и действительно, Азербайджан не хочет принимать это решение без того, чтобы ему пошли навстречу в карабахской проблеме, но поскольку эта проблема затрагивает интересы действующего члена ЕАЭС – Армении, – то, естественно, подобной сделки не будет. С этой точки зрения карабахская проблема на самом деле является сдерживающим фактором для Азербайджана в вопросе его членства в ЕАЭС. Азербайджан думает, что Россия заинтересована в этом, и надеется, что, будучи заинтересованной в членстве Азербайджана, Россия окажет давление или повлияет на Армению. Россия, на самом деле будучи заинтересованной в расширении ЕАЭС, не считает возможным оказывать давление на Армению в карабахском вопросе, понимая, насколько это серьезный для для Армении вопрос. Россия выступает за урегулирование этой проблемы, но она не будет принуждать Армению принимать спекулятивные условия, которые выдвигает Азербайджан».