Вследствие амбициозной политики и постоянных претензий Турции, США и ведущие европейские государства в последние годы постепенно пришли к выводу, что необходима более солидарная политика Западного сообщества в отношении Турции. В связи с этим, США более не выдвигают предложения о приеме Турции в Европейский союз, и в Европе понимают, что данные заявления американских политиков на самом деле представляют собой не более чем любезность в адрес Турции.
В настоящее время между США и ведущими противниками вступления Турции в Европейский союз — Францией и Германией — нет каких-либо разногласий по этому поводу. Великобритания также уже не занимает прежнюю позицию и не настаивает на этом решении. Турция ощутила новую позицию США, что оказало влияние на пессимистические настроения в турецком обществе.
Если США более всего беспокоят претензии Турции в сфере региональных проблем, то европейцев прежде всего беспокоят проблемы ее отношений с НАТО. Отношения Турции с НАТО все более стали рассматриваться как весьма проблемные и, видимо, вскоре будут рассматриваться как кризисные. Турция отошла от политики дистанцирования от НАТО, стала проводить политику выдвижения претензий в НАТО, надеясь приобрести новые позиции в альянсе, в региональной и мировой политике.
На саммите НАТО в Чикаго Турция, практически подорвала намерения выстроить систему безопасности Европейского Союза на базе НАТО. Это внесло элементы однозначного и нескрываемого кризиса в ее отношения с НАТО, даже не имея в виду другие претензии Турции.
На протяжении последних лет между разведывательными службами европейских государств и США проводится работа, направленная на выяснение и предупреждение политических шагов Турции, которые непосредственно и косвенным образом могли бы быть направлены на подрыв позиций НАТО и Западного сообщества, в целом. Нет никаких сомнений в том, что в дальнейшем данная работа будет продолжаться.
Это приводит к тому, что в официальных структурах НАТО становится невозможной разработка предложений и рассмотрение информации и инициатив по поводу мероприятий по сдерживанию амбиций Турции, ее экспансии в региональных направлениях, так как членом альянса является Турция. Поэтому политические решения, в том числе и в оборонной сфере, так или иначе касающиеся Турции, принимаются ведущими государствами Западного сообщества.
В настоящее время традиционный тезис о том, что Турция — важный член НАТО, и в ее услугах нуждаются США и европейские государства, поставлен под сомнение. Все более становится непонятным, как альянс будет далее проводить политику в регионах Средиземного моря, Черного моря и Ближнего Востока, при тех вызовах, которые возникают вследствие претензий Турции.
В любой конфликтной ситуации в этих регионах Турция либо требует от НАТО помощи в части безопасности, тогда как никакой особой помощи не требуется, либо сама выдвигает претензии, пытаясь упрочить свои региональные позиции, вопреки интересам НАТО, ее попыткам стабилизировать ситуацию.
Если США все еще способны удерживать Турцию в рамках «дозволенного», то государства Европы такими возможностями не обладают, они все более вынуждены прибегать к поддержке США в решении тех или иных вопросов при рассмотрении их в НАТО. Тем не менее, ведущие европейские государства – Франция, Германия, Италия (в отдельных случаях также и Великобритания и Польша) — утвердили практику совместного выступления по дискуссионным вопросам, касающимся претензий и инициатив Турции.
Если ранее региональные амбиции Турции в большей мере беспокоили США, то сейчас европейские государства именно в этом направлении выражают возражения, по поводу попыток Турции приобрести новые позиции, с помощью и опираясь на поддержку США.
В процессе развертывания событий в Сирии Франция и, в определенной мере, Германия и Великобритания вполне поддерживали усилия США не допустить реализации попыток Турции в направлении усиления ее позиций на Ближнем Востоке. Для европейских государств явилось совершенно неприемлемым участие Турции в наземной военной операции в Сирии. Это означало утрату ими, практически, всех рычагов влияния на арабские государства Восточной части Средиземного моря и Ирак.
Турция принимала участие во всевозможных акциях и операциях США и европейских партнеров в отношении Сирии, но все это было ограничено операционными отдельными акциям, но НАТО никак не допускало возможности участия Турции в наземной военной операции. Турция, конечно же, не могла позволить себе предпринять данные шаги без соучастия НАТО.
Все это говорит о том, что Турция утрачивает значение партнера НАТО и США, который способен выполнять различные роли на Ближнем Востоке, которые рассматривались ранее. Перед европейскими государствами стоят в отношении Турции те же задачи, что и перед США, то есть, удержание Турции под контролем, во всяком случае, до определенного момента, когда стратегии Запада станут более разработанными и определенными.
В связи с этим, западные государства надеются, что новая политика НАТО, предусмотренная последними решениями, приведет к более рациональному сотрудничеству и предоставит Турции возможность обойтись без выдвижения региональных и иных претензий.
Источник: «Лрагир.Ам»