Хочу остановиться и на роли интеллигенции в таком принципиально важном и деликатном вопросе, как межнациональные отношения. Тем более что слова выступившего здесь депутата Азизбековой, как и некоторых других представителей азербайджанской интеллигенции, расходятся с делами и тем, что они говорят и пишут у себя.
Мы и не думаем осуждать за то, что произошло и происходит в Азербайджанской СССР, и в частности за зверства Сумгаита, азербайджанский народ. Молодежь, которая вчера или сегодня вышла на улицы, десятилетиями воспитывалась, да и продолжает воспитываться при активном содействии руководства республики на многих исследованиях, статьях и выступлениях интеллигенции, целенаправленно и эгоцентрично отравляющей ее сознание.
До сих пор официально не осужден «сумгаит», не принесено соболезнование семьям и родственникам погибших, да и всему армянскому народу, вновь испытавшему ужасы геноцида. А ведь «сумгаит» горе не только армянского народа, но и трагедия всей страны, это страшная безответственность и страшная безнаказанность, к которым мы привыкли не только в межнациональных вопросах.
Народные депутаты СССР от Азербайджана призывают на съезде не разжигать страстей, а сами публикуют всевозможные обращения против тех, кто хочет заклеймить позором «сумгаит», как это сделал Г. Игитян. Они говорят о своих интернационалистских традициях, не помышляя даже осудить творцов «сумгаитов» и тех, кто оправдывает последних. Ни одного искреннего слова сочувствия мы так и не услышали от них.
В то же время на многотысячных митингах в Баку требовали: «Свободу героям Сумгаита», а первый секретарь правления СП Азербайджанской ССР Анар в интервью газете «Фигаро» заявил: «Если бы Сумгаита и не было, все равно армяне придумали бы его». И далее для обоснования своей мысли дошел до того, что объявил армян нацией мазохистов. Вот вам характерный пример позиции довольно яркого представителя сегодняшней азербайджанской интеллигенции, секретаря правления Союза писателей СССР, народного депутата СССР, позиции, фактически оправдывающей убийства 300 тысяч армян во время погромов 1895-1896гг., полутора миллионов жертв Геноцида 1915 года, который до сих пор не признан и не осужден СССР, убийства 60 тысяч армян, зарезанных и сожженных в Баку и Шуше в 1920 году. Так можно оправдать и длившуюся трое суток трагедию в Сумгаите, расположенном всего в тридцати минутах езды от столицы Азербайджанской ССР.
Как ни печально об этом говорить, вносится сумятица даже в души детей. Газета «Пионер Азербайджана» опубликовала, например, заметку некоего А. Асланоглы. Не скрывая восторга, автор пишет о школьниках: «Ребята группами сбегаются на площадь, не желая отставать от родителей, старших братьев и сестер. Не соответствующие возрасту этих прекрасных ребят-патриотов гнев, тревога, решимость, чистые и ясные взгляды трогают сердца, и мы с гордостью говорим: «Молодцы». А чуть ниже — открытый экстремистский призыв: «… Когда родина попадает в беду, когда на ее земли посягают, потомки Бабека, Кер-оглы, Джеваншира, Наби и Хаджар готовы на борьбу и подвиг во имя народа». Видимо, мало Асланоглы и ему подобным «сумгаита», мало пролитой крови и насилия.
Дабы азербайджанские ученые уяснили себе историю этнически армянского Арцаха — Нагорного Карабаха, если, конечно, они этого хотят, рекомендовал бы им обратиться к античным греко-римским авторам — Страбону, Плинию Старшему, Клавдию Птолемею, Плутарху, Диону Кассию и другим, в работах которых имеются четкие описания границ Армении и почему-то вообще отсутствует Азербайджан. Но дело не в границах, а в этносе, именно в этносе.
Наименование Карабах впервые зафиксировано в исторических первоисточниках лишь в XIV веке, когда Армения была разделена между Турцией и Ираном. Однако, несмотря на потерю армянами государственности, хаченцы-арцахцы-карабахцы сохраняли свою относительную самостоятельность, превратив край в средоточие армянского освободительного движения и русской ориентации.
Неармянские этнические массивы стали оказывать влияние на политическую ситуацию нагорной части Карабаха лишь с начала XVIII века, когда сюда переселились из Средней и Малой Азии и Курдистана различные племена (джеваншир, отуз-ики и др.). Вековое же стремление армянских меликов Карабаха к русскому протекторату завершилось присоединением края в числе других армянских уездов к России по Гюлистанскому договору 1813 года. По Туркменчайскому договору же 1828 года, завершившему вторую русско-персидскую войну (1826-1828гг.), к России перешли еще три исторические армянские территории — Ереванское и Нахичеванское ханства и Ордубадский уезд.
В 1918-1920гг. муссаватистское правительство Азербайджана неоднократно пыталось захватить Нагорный Карабах, Нахичеван и Зангезур, но это им не удавалось, так как трудовое армянское население этих областей взялось за оружие. 3 июня 1919 года С. М. Киров сообщал В. И. Ленину: «Карабах и Зангезур не признают азербайджанского правительства». Власть в Нагорном Карабахе в эти годы находилась в руках Армянского национального совета.
После установления в апреле 1920 года Советской власти в Азербайджане Г. Чичерин, отвергая притязания председателя Ревкома Азербайджана Н. Нариманова, 19 июня 1920 года телеграфировал: «Карабах, Зангезур, Шуша, Нахичеван, Джульфа не должны присоединиться ни к Армении, ни к Азербайджану, а должны быть под российскими оккупационными войсками с созданием местных Советов… «. Имеются многочисленные письма Г. Чичерина В. И. Ленину с критическими замечаниями по поводу претензий Н. Нариманова на армянские земли.
После победы 29 ноября 1920 года Советской власти в Армении Ревком Азербайджана 1 декабря 1920 года в специальной декларации заявил о признании Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана составной частью Армянской Социалистической Республики.
Однако правда торжествовала недолго. Кардинально изменив свою позицию, руководство Советского Азербайджана с помощью Сталина, присутствовавшего на заседании Кавбюро ЦК РКП( б), добилось 5 июля 1921 года принятия без обсуждения и без голосования изменения ранее принятых решений и присоединения Нагорного Карабаха к Азербайджану, что было вопиющим нарушением ленинских принципов самоопределения наций, но вполне соответствовало сталинской национальной политике, в варварских принципах которой убедились практические все народы Советского Союза.
И нам сегодня приходится доказывать, что известные всему миру армянские хачкары не хачдаши, а армянские монастыри и храмы не образцы домусульманской культуры азербайджанского народа. Приходится доказывать даже, что Нагорный Карабах, на небольшой территории которого находится 2800 памятников армянской архитектуры, — это часть древнего армянского княжества Арцах и… многое, многое другое — азбучная истина. Невольно ловишь себя на мысли, что исследования некоторых азербайджанских ученых не так уж наивны и носят зачастую не сугубо научный, а политический характер, продолжающий линию Нариманова — Сталина.
Как признала «Правда» 26 ноября 1988 года, «средства массовой информации по-прежнему не рискуют оперативно отражать ход событий и в НКАО, и в Армении, и в Азербайджане». Не рискуют они и сегодня… Но мы не теряем надежды на справедливое решение карабахского вопроса. Ведь перестройка набирает силы, идет демократизация нашего общества, подкрепляемая политическими реформами. Не теряем надежды, ибо еще 70 лет назад известный русский поэт, публицист и общественный деятель Сергей Городецкий писал: «Будучи единым этнографически, хозяйственно и по языку, Карабах сделался цитаделью Армении, восточным ее флангом. Таким он был в прошлом, таков он сейчас, таким он будет всегда». А чуть позже, 29 июня 1920 года, Г. Чичерин, критикуя притязания Ревкома Азербайджана, в письме В. И. Ленину писал: «Нам пришлось потратить много энергии на почти ежедневные вмешательства с целью удержать наших товарищей от наступательных действий. Последний фазис этого конфликта есть объявление Азербайджаном претензии на громадные округа, принадлежавшие постоянно Армении и находящиеся фактически в руках Армянской Республики. Азербайджанское правительство заявило претензию на Карабах, Зангезур и Шаруро-Даралагязский уезд вместе с Нахичеванью, Ордубадом и Джульфой».
Думаем, в сложившейся ситуации единственно правильным решением было бы проведение в НКАО всенародного референдума, что целиком и полностью соответствовало бы взятому партией курсу на демократизацию и свободное волеизъявление народа, соответствовало бы желанию большинства населения автономной области. Аналогичное предложение многие народные депутаты СССР передали президиуму съезда. Проблем действительно много, и пора переходить к реальным действиям.
Нам, всем вместе и каждому в отдельности, не надо ждать аналогичных событий в собственном доме, чтобы понять и дать трезвую оценку беды, случившейся у соседа, именуемого братом. И только правда, какой бы горькой она ни была, позволит нам поставить правильный диагноз и определить пути лечения болезней нашего общества. Иначе мы загоним эти болезни в глубь организма и они начнут грозить обществу, как сейчас принято говорить, непредсказуемыми последствиями.
ФРАГМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕПУТАТА АРЦВИНА ГРИГОРЯНА (избранного от Союза архитекторов СССР) на I Съезде народных депутатов (май-июнь 1989г.)
Перепечатывается из сб. «Первый Съезд народных депутатов СССР. Стенографический отчет». т. IV, М., 1989г.