Инициативе, направленной на восстановление исторической справедливости в отношении армян Арцаха, Азербайджаном была противопоставлена политика грубой силы.
22 февраля 1988 г. азербайджанские вооруженные подразделения, дислоцированные в Агдаме, предприняли попытку нападения на Степанакерт, которая была остановлена на подступах к Аскерану. После неудавшейся попытки нападения, Азербайджан на государственном уровне организовал и осуществил геноцид армян в Сумгаите (27-29 февраля). То, что геноцид был тщательно разработан и спланирован, подтверждается множеством фактов. Несмотря на это, азербайджанские фальсификаторы пытаются обвинить самих армян в организации погромов.
Геноцид армян в Сумгаите не получил политико-правовой оценки, что и дало карт-бланш реализаторам геноцидальной политики Азербайджана. Ярким доказательством этого является геноцид армян в Баку.
Геноцид армян в Баку 13-19 января 1990 года был организован Народным фронтом Азербайджана при поддержке властей республики. 13 января первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана А. Везиров при встрече с активистами Народного фронта (НФА) (транслировалось по национальному телевидению) заявил: «Мы должны уничтожить врагов с нашего пути, также как мы очистили Нагорный Карабах и особый комитет НКАО». Этому заявлению последовали увольнения армян с работы, запугивания, избиения и погромы, однако волна антиармянской истерии поднялась еще в конце декабря 1988 года и в начале января 1989-го [1].
11 января 1990 года во время митинга, организованного НФА в Баку, прозвучали призывы к выселению армян из Баку и осуществлению вооруженных нападений на Карабах. Уже 12 января азербайджанские вооруженные подразделения напали на село Манашид Шаумянского района, а также на села Азад и Камо Ханларского района.
Совершенно очевидно, что подготовка к геноциду бакинских армян 13-19 января 1990 года началось намного раньше, примерно за два месяца до этого, о чем свидетельствуют ряд фактов, в частности:
- У организаторов и исполнителей геноцида была карта, на которой были четко обозначены районы, населенные армянами в Баку. Тогда цифровые технологии не были разработаны и сделать такую карту в течение нескольких дней или недели было невозможно;
- Со стороны службы коммунального хозяйства и полицейских подразделений был составлен специальный список, в котором указывались личные данные армян по адресам квартир и номерам телефонов;
- В преддверии 13 января телефоны квартир, в которых проживали армяне, отключали;
- На стенах зданий, где проживали армяне, делались соответствующие надписи и отметки; Организаторы и исполнители Геноцида армян знали, в какой квартире дверь из дерева, а где из металла, было известно об установленных на окнах решетках или их отсутствии.
Вечером 13 января около 50 тысяч «человек», скандируя лозунги «слава героям Сумгаита», «да здравствует Баку без армян!», «Смерть армянам!», собрались на площади Ленина. Под руководством активистов НФА и полиции разделившись на группы, погромщики начали последовательно «очищать» Баку от армян. Есть множество неопровержимых доказательств происходивших зверств, убийств, грабежей и вандализма, совершенных с исключительной жестокостью.
По количеству жертв и масштабам бакинские армянские погромы превзошли резню армян в Сумгаите. Точное число убитых до сих пор неизвестно и по разным данным составляет от 150 до 300 человек [2].
В дело сокрытия зверств, совершенных в ходе геноцида армян в Баку, были активно вовлечены медицинские службы. С их стороны были составлены ложные справки о смерти, в которых в качестве причины смерти указывались не реальные причины, а сердечно-сосудистые и другие заболевания, которые могли быть причиной естественной смерти, но не гибели от рук погромщиков.
Нескольких дней погромов привели к тому, что в Баку армян не осталось, хотя до погромов там проживали 250 000 армян. 20 января 1990 года в Баку было объявлено чрезвычайное положение, и советские войска под командованием генерала Александра Лебедя вошли в город. Армяне, спасшиеся от геноцида в Баку, обосновались в Армении, России, США, Туркменистане и других странах.
Азербайджанская государственная пропагандистская машина назвала события, имевшие место в эти январские дни, «черным январем».
Средства массовой информации всех цивилизованных стран писали о погромах в Баку с возмущением. В репортажах телеканалов США и Европы неоднократно сообщалось о совершающихся актах бесчеловечного насилия в отношении армян Баку. 17 января 1990 года Европейский парламент принял резолюцию, призывающую Комитет министров иностранных дел и Совет Европы защитить армян от противозаконных действий советской власти, а также с требованием оказания безотлагательной помощи Нагорному Карабаху и Армении. 18 января группа американских сенатjров отправила М.Горбачеву совместное письмо, в котором было выражено беспокойство по поводу погромов армян в Баку и содержался призыв воссоединить Нагорный Карабах с Арменией [3].
Армянские погромы в Баку: свидетельства и оценки политиков, общественных деятелей и очевидцев
Давид Самойлов, поэт: «Потрясает дикость Азербайджана. Мысли только об этом» [4].
Игорь Волгин, писатель: «Если бы после резни, учиненной в Сумгаите, были незамедлительно приняты гласные, решительные меры, и, не побоюсь этого слова – беспощадные меры, мы бы не имели сейчас хронического межнационального террора. Карабах, Фергана, Новый Узень, Баку, Ош – следующим будешь ты. Погромщики ощущают свою безнаказанность, ибо, толкуя об «Объективных причинах», мы, как бы признаем их право на кровавый кураж» [5].
Главный психиатр Баку А. Султанов: «Неужели те, кто бил, сжигал и хулиганил, не думали о том, что придется за все ответить. Неужели им кажется, что со слезами оставленное добро принесет кому-то счастье? Никогда!» [6].
Офицер советской армии Алексей Васильев пишет в рассказе «Бакинские зарисовки»: «Командир группы, Ромка, азербайджанец по национальности, выходит по заданию в город. По возвращении сразу просит водки. Психует. Видел, как с балкона многоэтажки выбрасывали женщину. Голую. В костер из мебели. Мебель, понятно, из ее же квартиры. А потом… Потом боевик из Народного фронта размахивал с балкона ушами этой женщины» [7].
В «Открытом письме мировой общественности», опубликованном 27 июля 1990 года, также указывалось, что активные притеснения армян в Азербайджане начались за два года до событий в Баку. «За резней армян в Сумгаите в феврале 1988 года последовали погромы в Кировабаде и Баку в ноябре 1988 года. Они продолжались в Баку и в других местах Азербайджана вплоть до января 1990 года. То обстоятельство, что погромы повторялись и совершались сходными методами, дает нам основание думать, что эти трагические события не являлись стихийными и непроизвольными…». Под посланием подписались 133 человека: известные ученые и общественные деятели из College International de Philosophie, среди которых были такие философы, как Жак Деррида и Поль Рикер [8].
Политика государственных террористических и этнических чисток в отношении армян со стороны Азербайджана до сих пор не получила от международного сообщества соответствующей политико-правовой оценки, что создает атмосферу безнаказанности, которая чревата повторением подобной геноцидальной политики в любом уголке мира.
[1] Арутунян М., Хачатрян Г., Мосесова И., Погромы в БАКУ, http://www.armin.am/historyofarmenia/ru/Encyclopedia_of_armenian_history_Baqvi_Jarder.
[2] Мелик-Шахназаров А., Факты против лжи. Москва. Волшебный фонарь, 2009. – С. 474.
[3] Harutunyan M., Khachatryan G., Mosesova I., Pogroms in Baku, http://www.armin.am/historyofarmenia/en/Encyclopedia_of_armenian_history_Baqvi_Jarder.
[4] Самойлов Д., Поденные записи, журнал Знамя, 1995, N3, с. 162.
[5] Комсомольская правда, 3.07.1990 г.
[6] Газета «Бакинский рабочий», 1990, 24 марта.
[7] Васильев А., «Бакинские зарисовки», http://artofwar.ru/w/wasilxew_a_a/text_0120.shtml.
[8] Бюрчиев Б., Бакинская страница карабахского конфликта, http://www.bigcaucasus.com/events/topday/18-01-2013/82144-karabah_baku_pogromy-0/.
.
Овик Аванесов, научный сотрудник Центра Кавказоведения Университета «Месроп Маштоц», г. Степанакерт, Республика Арцах (НКР)