Резня и массовое выселения армянского населения Сумгаита, организованные руководящими кругами Азербайджана 27-29 февраля 1988 года. Целью преступления было предотвращение возможного решения Нагорно-Карабахского вопроса, вселить страх в армян кровавой картиной дальнейших действий и заставить их тем самым отказаться от национально-освободительной борьбы. В преддверие погромов партийный деятель Азербайджана Э.Асадов пригрозил расправиться с армянами, организовав многотысячное нападение азербайджанцев на Нагорный Карабах. 26 февраля, за день до событий,М.Горбачевна встрече с армянской интеллегенцией выразил обеспокоенность за жизнь 200 тысяч армян, проживающих в Баку, непосредственно связывая это с требованием населения Арцаха воссоединить НКАО с АССР. Для обострения ситуации в Сумгаите использовалась ложная информация о том, что в Армении якобы массово убивают азербайджанцев, грабят их имущество и т.д…В частности сильное влияние оказало заявление генпрокурора СССР Катусева во время телевизионного эфира об убийстве двух азербайджанцев во время событий в Аскеране.
Преступление в Сумгаите было заранее запланировано, о чем свидетельствует наличие списка армянских квартир у погромщиков, заранее спланированный сценарий и разделение ролей (осуществляющие убийства и резню, уничтожающие имущество, скрывающие следы преступлений), подготовка железных прутей и других инструментов для осуществления резни, раздача наркотиков и алкоголя. Кроме того, была отключена телефонная связь армян, на вызовы преднамеренно перестали реагировать служба скорой помощи и МВД, для нахождения армян была использована условная система сигналов. Во время погромов поведение азербайджанцев было двойственное: часть защищала и прятала своих армянских соседей, спасая тем самым многочисленные жизни, другие же, напротив, подстрекали толпу и выдавали местонахождение армян.
Результаты резни, продолжающейся три дня были ужасающими, действия погромщиков были несравнимо жестоки: десятки погибших, многие из которых были соженны после истязаний и надругательств, сотни раненых, многочисленные изнасилования (большое количество несовершеннолетних), 18 тысяч беженцев, более 200 разграбленных квартир, десятки разгромленных киосков, магазинов, мастерских и объектов общественного значения, несколько десятков соженных и разбитых машин и др.. 29 февраля советские войска были введены в Сумгаит, тем не менее в этот день также продолжались убийства и насилия.
Войска не получали приказа использовать оружие и оказать помощь армянам, и только к вечеру армия перешла к решительным действиям и предотвратила дальнейшие погромы. Из погромщиков к ответственности были привлечены 94 человека, и только к одному из них была применена смертная казнь.
Остальным было предъявлено обвинение в убийствах, изнасилованиях, погромах, при том, что во всех случаях без исключения определением преступлений было «хулиганское побуждение». Вместо того, чтобы включить все дела в одно общее дело,советские власти целенаправленно распределили их на несколько судопроизводств, проводя их в судах различных советских городов. Во время судебного процесса были зафиксированы грубые нарушения прав потерпевших. После развала СССР уголовные дела в отношении многих лиц были прекращены и большая часть из них была отпущена на свободу.
Данное преступление официально не было осуждено и родственникам жертв не было выражено соболезнование. Отсутствие равноценной политической оценки Сумгаитским событиям привело к массовым беспорядкам в различных городах СССР. Безнаказанными остались также и сотрудники политических и правоохранительных органов. Точное число жертв Сумгаита до сих пор не установлено.
На основе данных, представленных прокураторой Азербайджана прокуратура СССР заявила, что «в Сумгаите погибло 27 армян»: Аракелян АрташЛевонович, Арушанян Размела Атанесовна, Арушанян Владимир Ованнесович, Авагян Лола Павловна, Авагян Юрий Багратович, Аванесян Альберт Манвелович, Аванесян Валерий Манвелович, Арамян Артур Армоевич, Арамям Армо Ашотович, Бабаян Аршак Асланович, Бабаян Елена Маркосовна, Григорян Эмма Шириновна, Даниелян Николай Артемович, Даниелян Седа Овсеповна, Товмасян Рафик Амбардзумович, Амбардзумян Миша Арсенович, Гамбарян Александр Александрович, Мартиросов Гари Артемович, Мелкумян Эдуард Согомонович, Мелкумян Игорь Согомонович, Мелкумян Ирина Согомоновна, Мелкумян Раиса Арсеновна, Мелкумян Согомон Маргарович, Мелкумян Пируза Аракеловна, Мовсесова Герсиля Бахшиивна, Саргсян Шаген Герасимович, Трдатов Габриел Арамович.
Имующиеся сведения, однако, дают серьезные основания сомневаться в достоверности официальных данных о количестве жертв геноцида в Сумгаите.
Согласно свидетельствам очевидцев только число неопознанных жертв, попавших в морг составляло 70. Свои сомнения по поводу числа жертв по официальным данным выразил также Председатель СМ СССР Николай Рыжков. Часть жертв была похоронена в Баку, были зафиксированы также случаи фальсифицирования причин смерти жертв. Армяне, выжившие в Сумгаите, нашли убежище в РА и других странах СНГ.
Несмотря на то, что до сих пор преступление в Сумгаите не признано международным сообществом в качестве Геноцида, оно было осуждено Европейским парламентов (резолюция от 1988 года), Сенатом США (1989) и Парламентом Аргентины. 8 марта 1988 года в Степанакерте был открыт памятник жертвам Сумгаита (арх. А.Акопян), возле памятника жертвам Геноцида (Цицернакаберд, Ереван) был установлен хачкар.