На протяжении веков священные хачкары Джульфы стояли по берегам реки Аракс — огромные и богато украшенные надгробия 16-го века, стойко охранявшая крупнейшее в мире средневековое армянское кладбище. Землетрясения, войны и вандализм уменьшили их ряды, но к середине 20-го века тысячи хачкаров все еще оставались на месте, пишет LATimes.
Однако сегодня в Джульфе, в отдаленном Нахиджеванском регионе Азербайджана, нет ни одного хачкара. Несмотря на распоряжение ЮНЕСКО от 2000 года, требующего их защиты, свидетельства, опубликованные в журнале по искусству Hyperallergic в этом году, показали, что памятники тайно и систематически уничтожались в рамках кампании Азербайджана по уничтожению следов местной армянского культурного наследия в Нахиджеване.
В статье отмечалось, что масштабы разрушения ошеломляют: 89 средневековых церквей, 5 840 хачкаров и 22 000 надгробий. 33-летний Симон Магакян, соавтор упомянутой статьи, назвал предполагаемый уничтожение церквей и памятников в Азербайджане с 1997 по 2006 год «худшим культурным геноцидом XXI века».
По словам активистов, спутниковые снимки 2003 и 2009 годов показывают уничтожение самого большого в мире средневекового армянского кладбища в Джульфе.
Магакян показал слайды с фотографиями до и после, спутниковые снимки, азербайджанские архивные документы и видео — доказательства уничтожения азербайджанской армией армянских святынь и артефактов.
В отличие от «Исламского государства» и талибов, которые способствовали уничтожению исторических руин и памятников, азербайджанские чиновники отрицают, что армянские кладбища и церкви, о которых идет речь, когда-либо существовали.
«Это хуже, чем то, что делал «ИГ»», — сказал Магакян. «Как мир мог игнорировать это? Как Азербайджану это сошло с рук? И если я не расскажу эту историю, кто будет? Я бы никогда не простил себя, если бы мир не узнал о самом большом культурном геноциде нашего времени».
Нахиджеван является изолированным регионом, контролируемым Азербайджаном, но отделенным от остальной части этой страны, окруженным Арменией, Ираном и Турцией. Исторически армянская территория Нахиджеван сегодня населена преимущественно азербайджанскими турками. Магакян охарактеризовал ее как «Северную Корею бывшего Советского Союза», за которой пристально наблюдали и жестко контролировали. В частности, Джульфа труднодоступна, она расположена вдоль военизированной южной границы между Нахиджеваном и Ираном.
Семья Магакянов иммигрировала в Соединенные Штаты, когда Симону было 16 лет. Три года спустя, в 2005 году, Магакян учился в колледже, когда наткнулся на репортаж российского информационного агентства о том как азербайджанские солдаты в Джульфе кувалдой разбивали хачкары и сбрасывали их в памятника в Аракс. (Видео было снято Ншаном Топоузяном, армянским епископом, который жил через границу в Иране.)
Сара Пикман, которая также является соавтором статьи, примерно в то же время натолкнулась на видеозапись Топоузяна. В настоящее время она является кандидатом исторических наук в Йельском университете, в то время она была студентом-археологом в Чикагском университете и решила опубликовать историю об уничтоженной хачкарах Джульфы в журнале «Археология».
Магакян связался с Пикман после прочтения ее статьи, и они начали работать вместе, чтобы собрать и представить свидетельства очевидцев, исторические фотографии и другие доказательства. В 2006 году они собрали деньги для покупки спутниковых снимков «до и после» и выпустили короткий документальный фильм «Новые слезы Аракса».
Около 20 хачкаров, вывезенных из Джульфы в советское время, хранятся в коллекциях музеев по всему миру, в том числе в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. (Музей включил хачкары в известную выставку «Армения!» в прошлом году.)
Магакян неустанно не только распространяет информацию об этой культурной потере. В настоящее время он лоббирует Совет Безопасности ООН начать расследование действий Азербайджана в Нахиджеване.
По его словам, его главная цель — просто заставить мир свидетельствовать об акте культурного геноцида.