Полемика в связи с внеочередными парламентскими выборами усилиями двух противоборствующих сторон осталась вне политической плоскости – вовлекая страну в опасный круговорот перманентной революции и имитационных переговоров.
Рациональное мышление подсказывает, что последняя стадия капитуляции старой системы должна была произойти в поле договоренностей, однако события последних дней говорят о восстановлении антагонистического режима.
Потеря власти должна была заставить РПА и всех ассоциируемых со старой системой сил думать не о реваншизме, а о собственной политической перспективе. Эта простая истина не была осознана, так же, как и та очевидная реальность, что основной проблемой старой системы являются не Никол Пашинян и его команда, а общественное мнение.
РПА, может быть и не желая того, оказывает неоценимую услугу правительству Никола Пашиняна: даже объективная критика со стороны представителей старой системы в глазах общества еще больше легитимирует исполнительную власть. С другой стороны, существование даже виртуального реваншизма не позволяет, чтобы сформировалась демократическая оппозиция, которая как можно скорее выведет общество из плоскости иррационального мышления – показав альтернативные решения, альтернативный путь. Естественной сегментации электората не произойдет до тех пор, пока сохраняется реальный или пропагандистский призрак контрреволюции.
Лидеры армянской революции имели все возможности повести Армению по несравненно более спокойному, без потрясений, пути, чем даже было после грузинской (в сущности, реформистской) революции, но продолжающийся поиск «врага» приблизил Армению к украинскому сценарию с потенциалом постоянной напряженности.
Депутат от партии «Гражданский договор» Ален Симонян угрожает депутатам Республиканской партии перспективой оказаться в мусорных баках «Санитек» (гильотина армянской революции). На самом деле это угроза не просроченным депутатам, а перспективе развития Армении, поскольку те же иностранные инвесторы едва пришли в себя после заявления «уложим на асфальт», теперь они слышат о мусорных контейнерах, и Армения сразу же ассоциируется с хаотичной Украиной, где право собственности не защищено, и формируется новая коррупционная система, на этот раз под революционные мелодии.
Если предстоящие парламентские выборы будут решать вопрос не капитализации революционных достижений, а монополизации, то Армения действительно не выберется из болота постоянных революций.
В Армении не создается политического продукта, а это означает, что революция для всех нас будет ограничена уровнем лозунгов, митингов, не проникая в глубину нашего мышления. В нашем мышлении сидит контрреволюция, в противном случае тема Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна давно бы была закрыта.
После революции мы продолжаем фетишировать не новые ценности, а новые идолы, которые завтра станут ненавистными авторитарами. Источник