МИД Армении опубликовал интервью главы внешнеполитического ведомства Зограба Мнацаканяна телеканалу «Sky News Arabic».
Ниже представляем отрывок перевода интервью.
«Господин министр, это Ваш первый визит в Египет и арабский мир, где проживают тысячи армян. Принимая во внимание исторические отношения между Арменией и арабским миром, каким Вы видите будущее этих отношений между Египтом, Арменией и арабским миром?
Вы знаете, Ближний Восток, арабский мир являются естественной средой для армянского народа. У нас длительная история сосуществования: связь цивилизаций между нашими народами имеет очень глубокие корни. Думаю, что у нас есть исключительные примеры взаимного уважения: уважения к нашим культурам, цивилизации, религии. В международной повестке много говорится о диалоге цивилизаций и религий. Нам это известно благодаря традициям, построенным благодаря вековой истории и крепким основам. И поистине это составляет важную часть жизни армянского народа в этом регионе. Армянская община в Египте внесла огромный вклад в дело создания дружбы между нашими государствами. У нас с Египтом есть очень интересная повестка. Мы с большим воодушевлением ждем в Армении президента Египта.
Господин министр, насколько я знаю, сегодня вы встретились с генеральным секретарем Лиги арабских государств Ахмедом Абуль Гейтом. С этой точки зрения как Вы оцениваете координирование отношений между Арменией и Лигой арабских государств, особенно с политической точки зрения?
В рамках Арабской лиги у нас сложилась довольно хорошая традиция работы нашими партнерами, и для меня было огромной честью быть принятым генеральным секретарем. Мы провели очень важную и развернутую беседу вокруг множества вопросов, касающихся Ближнего Востока, по которым у на есть устойчивые позиции и посредством которых мы демонстрируем наш интерес и вовлеченность в связи с вопросами, имеющими важнейшее значение для Армении. Мы не можем оставаться безразличными к развитиям на Ближнем Востоке именно по отмеченным мной раньше причинам, ставки слишком высоки. Отношения с арабским миром чрезвычайно важны для Армении и являются одним из важнейших направлений внешней политики Армении. Поэтому мы не можем оставаться безразличными ко всему этому, и этот диалог составлет важную часть нашей работы. Мы с генеральным секретарем провели широкий обмен мыслями и наблюдениями по последним развитиям. Конечно, много вызывающих беспокойство развитий, и в вопросе сохранения стабильности и мира наш интерес непоколебим: в этом направлении мы будем работать со всеми нашими партнерами.
С этой точки зрения как Армения оценивает соглашение о мире между Объединенными Арабскими Эмиратами и Израилем?
Конечно, мы очень внимательно наблюдаем за этими последними развитиями. У нас с ОАЭ есть очень важная повестка и отношения. Недавно мы подтвердили свое физическое присутствие в Тель-Авиве в лице посольства. У нас с Израилем есть разные вопросы, и мы проводим обсуждения по этим вопросам с разных точек зрения. С ОАЭ у нас есть важная повестка сотрудничества и дружбы и очень динамичные отношения, которые мы очень высоко ценим. И, конечно, мы придерживаемся очень твердой позиции по проблеме Палестины, которая неизменна: мы поддерживаем решение Палестинской проблемы путем переговоров между двумя государствами.
Конечно, мы внимательно наблюдаем за развитиями. Мы надеемся, что подобные развития со всей своей чувствительностью будут способствовать интересам и приоритетам всех сторон.
Вы отмечали, о «наша страна обладает достаточной силой, чтобы защитить свою национальную безопасность». Кому адресовано это заявление?
Для нас, армян, нагорно-карабахский конфликт является экзистенциальным вопросом физической безопасности. Этот вопрос основан на очень сильном осознании безопасности и праве на самоопределение народа Арцаха. Признание этих прав всегда было очень важным приоритетом вместе со стабильной средой безопасности для народа Нагорного Карабаха. Также на том, что возможно лишь мирное решение путем переговоров, основанное на взаимных уступках. Взаимная уступка – это работа в поте лица, которая принимает в расчет интересы всех сторон и находит тот важный баланс для сторон, взявших на себя обязательства, который приведет к урегулированию.
Любой односторонний подход не может быть решением, так как, как я отмечал, этот вопрос относится к экзистенциальной безопасности, поэтому решимость защищать очень сильна. Тем не менее мы выражаем очень ясный подход, то у этого конфликта нет военного решения. Мы очень обеспокоены весьма дестабилизирующей политикой другого нашего соседа – Турции, которая выступает с позиций силы, агрессивной риторики и действий.
Эти действия проявлялись посредством оказания военной поддержки Азербайджану и укрепления военного присутствия. Мы также получаем очень беспокоящие нас сведения о вербовке террористов в определенных частях Ближнего Востока, которых должны перебросить или уже перебросили в Азербайджан. Эта политика не приветствуется, это распространяет влияние вдоль всей территории по соседству с Турцией. Мы обеспокоены, мы наблюдаем за развитиями в Восточном Средиземноморье, Северной Африке, на Ближнем Востоке и видим распространение влияния, как проявление этой политики. Это не способствует миру, это очень дестабилизирующая политика.
Господин министр, Вы отметили, что поведение Турции влияет на безопасность на Южном Кавказе, в Северной Африке и в Восточном Средиземноморье. Как можно адресовать турецкие действия?
Думаю, Вы знаете, что наша политика была направлена исключительно на стабильность, которой можно достичь посредством дипломатических переговоров, диалога, бесед, и, к сожалению, мы становимся очевидцами отвергания Турцией подобных методов. Еще в 2009 году Армения встала на очень серьезный и сложный путь: понимаете, народ, который будуи жертвой геноцида, реализованного Османской империей и до сих пор носящий глубокие шрамы отвергаемой справедливости, реализовал работы в этом направлении. Но эти усилия были отвергнуты Турцией, протоколоы были отклонены и нынешней администрацией страны, а наша политика столкнулась с пустыми обещаниями переговоров».