В Армении большого внимания удостоилось заявление спикера Белого дома о Геноциде армян, которое она сделала, говоря о вандализме в США, мишенью которого стал также памятник, посвященный жертвам армянского геноцида. Какое-либо должностное лицо не произносит тезис геноцид, и думать, что спикер была неосторожна, вряд соответствует логике реальной политики. Тем более, что уже последовало бы какое-либо пояснение. В соответствии с этим надо сделать заключение, что Белый дом использовал повод для политического сигнала. Кому мог бы быть направлен этот сигнал? Несомненно, это сигнал для многих, но здесь примечательно одно обстоятельство. Речь о том, что выражение спикера Белого дома фактически следует за поздравительным посланием премьера РА Никола Пашиняна Дональду Трампу в связи с Днем независимости США. Послание, которое отнюдь не было лишь поздравлением. В этом послании Никол Пашинян затронул одно важное содержание, намекая о том, что бархатная революция и поствыборный процесс находятся для Армении на деле в логике борьбы за независимость. Это сигнал о том, что в плане отношений для Армении США всегда были ключевыми после установления независимости. Со дня независимости США выделили Армении в качестве дара более 2 млрд. долларов. Поддержка Штатов имела также иные объемы и проявления, при этом во всех сферах жизнеобеспечения – социально-экономической, образовательной, военно-политической и сфере безопасности.
Стоит вспоминать, на днях на что жаловался министр обороны Азербайджана Закир Гасанов. Конечно, этот интерес Соединенных Штатов в отношении Армении обусловлен стратегически интересом и борьбой за геополитическое влияние, а также отношением любого другого силового центра, в том числе России. Такова международная жизнь и здесь ни для кого нет секрета.
Весь вопрос в том, что в этом контексте Штаты неоднократно выделяли важность способности Армении проводить независимую политику, чтобы были хорошие отношения не только с одной страной – Россией, а также другими игроками, в том числе со Штатами. Для Армении этот обстоятельство вытекает из нашего государственного интереса и безопасности, а также из нашего исторического опыта, что нельзя все яйца класть в одну корзину, которая находится в руке одного государства, которое имеет стратегический договор с Турцией и суть этого договора тормозить региональную субъектность Армении. С этой точки зрения, достаточно примечательно, что за посланием 4 июля премьер-министра Пашиняна следует заявление Белого дома, которое в ряду других мотиваций, несомненно, является сигналом о политической поддержке Армении в процессе проведения независимой политики, глубинным основанием которого, бесспорно, является армянский вопрос.