Иран воспользовался ростом цен на нефть для того, чтобы начать распродажу своего «резервного фонда» — нефти, накопленной в танкерах, которые дрейфуют у побережья Персидского залива в качестве плавучих хранилищ, пишет «Росбалт».
За три последних месяца 2016 года, когда нефтяные котировки закрепились выше $50 за баррель, Иран продал более 13 млн баррелей из нефтяных запасов, сообщает Reuters со ссылкой на данные служб по отслеживанию местоположения танкеров и источники в нефтяной отрасли.
Общий объем накопленной в танкерах иранской нефти с 29,6 млн баррелей в октябре опустился до 16,4 млн баррелей. Дополнительны партии ушли в Азию, прежде всего клиентам в Китае, Индии и Южной Корее, а также в европейские страны, включая Францию и Италию.
Стремясь увеличить долю рынка и заключить контракты с новыми покупателями, Иранская национальная нефтяная компания (NIOC) активно депмпигует, продавая свои сорта дешевле, чем ближневосточные конкуренты.
Существенными скидками Тегеран пытается пробить себе дорогу на новые рынки: ведутся переговоры о поставках нефти в Прибалтику, а также ряд стран Центральной Европы, которые традиционно закупают основные объемы «черного золота» в РФ, сообщили источники Reuters.
По их данным, у Ирана по-преженему остается от 12 до 14 танкеров, заполненных нефтью и ожидающих покупателей. Всего иранский танкерный флот насчитывает около 60 судов.
Ирану удалось продавить свою позицию в споре с саудитами в ОПЕК, напоминает экс-чиновник NIOC Мехди Варзи: изначально Саудовская Аравия настаивала на том, чтобы Тегеран сократил добычу вместе со всеми, но в итоге сделка по стабилизации рынка разрешает ему добывать 3,9 млн баррелей в сутки, что 0,2 млн баррелей больше показателя за ноябрь (3,703 млн баррелей в день, по данным секретариата картеля). Страны ОПЕК, напомним, решили сократить добычу на 1,2 млн баррелей в сутки, еще 558 тыс. баррелей ежедневно согласились убрать с рынка не входящие в организацию страны, в том числе 300 тыс. баррелей — Россия.
Саудовская Аравия уже выполнила свою часть соглашения, снизив производство с 10,512 до 10,05 млн баррелей в день, сообщил The Wall Street Journal осведомленный источник в Эр-Рияде.
Сделка века по выводу нефтяного рынка из затянувшегося на 2 года пике не предполагает ограничений на экспорт, и Иран «намерен экспортировать все, что сможет для покрытия спроса зимой», говорит Варзи.
«Цель коммерческой политики — попытаться избавиться от как можно большего количества нефти в танкерах, поскольку ее хранение стоит очень дорого», — отмечает он.