Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в Тбилиси на встрече со своим грузинским коллегой заявил, что Иран намерен создать транспортный коридор между Персидским заливом и Черным морем.
Тегеран заявляет об этом не впервые. Заявления об этом прозвучали и в Ереване, причем на уровне президента ИРИ Хасана Роухани, когда он в декабре прошлого года посетил Армению. О коридоре между Персидским заливом и Черным морем Тегеран заявляет с тех пор, как было заявлено о соглашении касательно ядерной программы Ирана и аннулирования значительной части западных санкций в отношении этой страны.
Одним из маршрутов иранской транзитной инициативы от Персидского залива к Черному морю является Армения. И не просто одним, а, пожалуй, самым ключевым и самым предпочитаемым – во многих смыслах, а в первую очередь – с учетом военно-политических аспектов. Армения – единственное государство, которое, являясь подобным маршрутом, принципиально не имеет никаких стратегических проблем с Ираном, следовательно, в этом смысле является самой надежной и предсказуемой. Однако это в том случае, когда мы рассматриваем Армению как государство, способное вести суверенную политику. Но де-факто мы понимаем, какое большое влияние на Армению имеет Россия. И уже здесь для Ирана начинают возникать проблемы.
Тегеран, конечно, находится в добрососедских, партнерских отношениях с Россией, однако в стратегическом плане у Москвы и Тегерана есть серьезные проблемы в плане конкуренции как в кавказском регионе, так и в каспийском и ближневосточном, а также по среднеазиатским и европейским направлениям. Если Тегеран по всем этим направлениям играет по правилам российской игры, то в этом нет никакой проблемы, однако эти правила превращают Иран не в игрока, а в так сказать придаток России. Тегеран не может позволить себе контактировать с миром в контексте геополитических планов России.
И вот в этой ситуации возникает вопрос: позволит ли Россия Армении налаживать отношения с Ираном вне этого контекста? И может ли Армения позволить себе также не подчиняться геополитическим интересам России, а руководствоваться собственными интересами? Если Армения не сумеет этого сделать, то иранская ось Персидский залив-Черное море вместо того, чтобы проходить через Армению (или в основном проходить через Армению) будет проходить через Азербайджан. Что-что, а Баку, конечно, может себе позволить в этом вопросе быть значительно независимым от России.
Примечательно, что до того, как принять главу МИД Ирана в Тбилиси, глава МИД Грузии провел встречи в Ереване, который посетил по приглашению Эдварда Налбандяна. Были ли встречи в Ереване обнадеживающими для продолжения обсуждений с главой МИД Ирана? Это вопрос, ответа на который пока нет, так как сейчас пока практически нет конкретных инициатив для придания плоти и крови идее коридора Персидский залив-Черное море. В этом направлении в Армении всего лишь очень медленно продолжается строительство автомагистрали Север-Юг, к тому же содержащее мягко говоря, сомнительные риски в плане коррупции, и некоторое энергетическое сотрудничество при посредничестве России, которое, однако, может считаться содержащим серьезный стратегический потенциал только в том случае, когда в повестке появится вопрос нового армяно-иранского газопровода с транзитными возможностями.
Источник: 1in.am