Российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр в беседе с Первым Информационным говорил о приобретении со стороны вооруженных сил Армении сверхмощных военных комплексов «Искандер», «Смерч», «Бук» и так далее, об их военном и политическом значении с точки зрения региональной политики и особенно армяно-азербайджанского конфликта.
– Господин Фельгенгауэр, какое военно-политическое значение имеет приобретение систем «Искандер», «Смерч» и так далее у России, а также их демонстрация во время последнего военного парада, в целом, как для Карабахского конфликта, так и с точки зрения региональной политики?
– По сути, у Армении уже были старые советские ракеты такой дальности – «Р-17» Скад, просто точность «Искандера» значительно выше. Конечно, необходимы хорошие спутниковые фотографии цели, чтобы нанести правильные удары с помощью «Искандера», чтобы оптика могла захватить цель, но в принципе возможны очень высокоточные попадания, можно поразить, например, какой-нибудь президентский дворец в Баку.
Это, конечно, несколько меняет ситуацию, поскольку Армения приобретает высокоточное оружие большой дальности. Но повторяю, нужно иметь также и хорошие спутниковые фотографии или фотографии с беспилотников или самолетов, чтобы поразить мишень. Эти фотографии должны быть заложены в кассету перед выпуском ракеты. Я не знаю, есть ли у Армении такие возможности, или нет. Точность значительно снижается, если нет фотографий мишени. А вообще можно нанести очень точные удары по стационарным целям.
– Может ли Армения самостоятельно применять это оружие, без согласования с Россией, потому что эти системы, кроме военного значения, имеют также и огромное стратегическое и политическое значение в регионе?
– Да, имеют, потому что можно это оружие способно нанести высокоточные удары по правительственным зданиям, штабам, специальным складам, аэродромам. Такие объекты, имеющие важное значение, вплоть до политического руководства Азербайджана могут подвергаться точным ударам. Это, конечно, в значительной степени меняет ситуацию в Закавказье.
– Восстанавливает ли это военное равновесие между Арменией и Азербайджаном, если мы думали, что в последние годы был нарушен?
– У Азербайджана нет такого оружия, такой возможности, во всяком случае, чтобы сбивать мишени на таком расстоянии.
– А это повышает уровень напряженности в регионе, или скорее оказывает сдерживающее влияние?
– Думаю, приобретение такого оружия со стороны Армении вызовет серьезную напряженность в Баку. Вероятно, Азербайджан тоже захочет купить что-то подобное.
– А что может Россия продать Азербайджану, если у него нет системы «Искандер»?
– Может продать «Искандеры».
– То есть, это возможно, что Россия может продать «Искандер» также и Азербайджану?
– Думаю, что да. У Армении есть также «Точка У», но радиус поражения «Точки У» несравнимо меньше.
– Какое это послание странам региона со стороны России, в том числе и Азербайджану. Можно ли сказать, что это было неким мессиджем?
– Эти поставки в какой-то мере восстановили баланс. По-видимому, в Москве это так рассматривают.
– Насколько я понимаю, Россия сейчас делает акцент на поддержку Армении. В чем причина?
– Для России важен баланс, важно чтобы там не было конфликта, но Россия не хочет ссориться с Азербайджаном, а в прочим и с Арменией. России сейчас вообще не нужна новая эскалация в Карабахе.