Хачкар-армянский крест – результат самобытности в развитии целой армянской культуры. Хачкар является характерным символом армянской идентичности. Отличаются данные символы необычными резными композициями, спасительными символиками христианского креста, что придает им иллюзию Вечности, которая навевается тысячелетней прочностью камня, из которого хачкар изготавливают резчики. Хачкар – это наиболее почитаемая святыня доступная и открытая каждому верующему армянину.
Хачкар представляет собой каменную стелу, как правило, вертикальную. Устанавливают ее, ориентируясь на все четыре стороны света: плоская основная западная сторона имеет замысловатую резную композицию из растительных и геометрических орнаментов, на которых могут быть изображены люди, звери и птицы. Центр плоскости занимает центральный крест.
Обычно хачкар – это индивидуальная стела, изготавливать и водружать ее могут в виде духовного отклика на самые разные значимые реальные события, происходящие в жизни. Такими событиями, могут быть, войны и победы в войнах, важные строительные мероприятия, и смерти и проч. Водружать хачкар могут любые верующие люди.
Впервые предшественники хачкары, – «крылатые кресты», — армяне начали возводить в четвертом веке, а на рубежах шестого, седьмого веков стали уже возникать хачкары в их традиционном виде. Новая жизнь хачкаров началась в шестидесятых годах двадцатого столетия. Это время, когда стали возрождаться древние традиции, когда общественный интерес и внимание стали объективной реальностью. Именно в шестидесятых годах древние хачкары стали привлекать не только искусствоведов, но и простых людей. Первым памятником новой эпохи, а это был целый комплекс хачкаров, стал проект архитектора Рафаела Исраеляна, который был заказан католикосом всех армян Вазгеном Первым.
В настоящее время в современной Армении создаются мастерами сотни и тысячи хачкаров. Чаще всего их используют как надгробные стелы на могилах. Кроме этого, хачкары воздвигают и по разным иным поводам и причинам. Современные талантливые армянские мастера-резчики по камню возрождают классические композиции хачкаров, но в большинстве случаев стелы создаются в нарушении канонов, при этом они не теряют своего очарования.