К шедеврам азербайджанской пропаганды мы уже привыкли. То кавказских албанцев объявляют своими предками, то Кремль, выясняется, построил некий Керимли, то Колумб, хоть и не азербайджанец, зато учился у них, то еще какой-нибудь абсурд выдадут на радость читающей публике… К примеру, недавно на Youtubе появилась новая сенсация: фильм «Эривань — сокрытие истины», созданный при финансовой поддержке Министерства молодежи и спорта соседней республики. Творение центра «Виртуальный Гарабаг» призвано доказать, что Ереван — древний азербайджанский город.
«В 1927 году, после того, как иреванское ханство было захвачено войсками российской империи…» — так начинается сие киноповествование. И это отнюдь не оговорка: фильм, над которым работал целый конгломерат азербайджанских ученых и государственных мужей и который наверняка смотрели не раз, прежде чем запустить в сеть, действительно утверждает, что Российская империя пришла в Ереван в … 1927 году. То есть через 10 лет после того, как указанная империя вообще прекратила существование. Специально для бакинской «чайханы» под названием «академия наук» сообщим известный исторический факт: царский генерал Паскевич занял Ереван в 1827 году.
Далее гении азербайджанского агитпропа сражают зрителя не менее сногсшибательным сообщением о том, что Ереван находится в долине Агры, «называемой ныне Араратская долина». То есть, по логике создателей фильма, Арарат — это современное понятие, выдуманное, по всей вероятности, армянами, а правильное название — Агры. Как тогда быть с Библейским потопом и Ноевым ковчегом, который «остановился на горах Араратских», авторы стыдливо не сообщают. Возможно, скоро бакинская чайхана предложит откорректировать и сам Ветхий Завет, в котором 2 тысячелетия назад гору «по ошибке» назвали Араратом, понятия не имея о какой-то Агры.
Но самое потрясающее открытие ждет зрителя впереди: оказывается, в 1918-м азербайджанцы… подарили Ереван армянам. Вы хоть раз слышали, чтобы какая-либо нация кому-либо когда-либо дарила земли, уж тем более город? Теперь, выясняется, подобный прецедент есть: согласно создателям фильма, «после падения Российской империи постановлением Национального Совета Азербайджана от 29 мая 1918 года город Эривань уступили армянам в качестве столицы».
Давайте на минуту перенесемся в сложные и героические для армянского народа майские дни 1918-го. Турецкая армия рвется к Еревану, в Сардарапате, километрах в 45 от Еревана, идут тяжелейшие бои против 36-й отборной османской дивизии «Гелиболу». Мусульманское население Араратской долины разрушает систему водоснабжения города, и Ереван несколько дней обеспечивают водой в бурдюках 600 осликов, которых по приказу коменданта Аршо Шахатуни быстро собирает адвокат по фамилии Енгибарян. Шахатуни даже в шутку выдает Енгибаряну документ, по которому его назначают «комиссаром по делам осликов». К северо-западу от столицы почти две недели против турок бьется Дро, который 29 мая громит наконец османскую армию в Апаране. И именно в этот день меньшие братья турок непонятно где, как и почему уступают Ереван в качестве столицы Армении! Причем в те самые дни и часы, когда братская им Турция кровь из носа пытается занять Ереван и вообще ликвидировать Армению. А мусульмане самого Еревана, которых позднее назовут азербайджанцами, им в этом помогают…
Таким образом, не остается ничего иного, как признать: фильм центра «Виртуальный Гарабаг» фактически превратил азербайджанское правительство 1918 года в стратегического союзника Армении и предателя турок. Еще один вопрос. 28 мая того же года Азербайджан заявил о своей независимости. Неужели у этого совета не было более неотложных дел, кроме как на второй день создания государства заниматься вопросами дарения армянам столицы? К тому же дарить можно то, чем владеешь. Но разве 29 мая Ереван каким-то образом принадлежал азербайджанскому совету?
В мае 1918 г. новоиспеченная республика Азербайджан географически была куда меньше, чем теперь, со столицей в Гяндже. Лишь в сентябре турецкие дивизии (именно те, которые Азербайджан предал в мае) заняли Баку. До этого Азербайджан простирался от Гянджи до примерно городка Гейча, на остальной территории распространялась власть большевика Степана Шаумяна. Тем не менее стесненные в «жилищных условиях» азербайджанцы решили-таки в столь сложный момент подарить армянам город.
Поистине идея, достойная Нобелевской премии за мир! Ну, или за абсурд…
Источник: «Голос Армении»