Опасная тенденция: в Москве вновь вспомнили Нжде
Сколько бы деятели из РПА последовательно не утверждали, что в России вопрос памятника Гарегину Нжде поднимают экспертные круги, которые не имеют никакого отношения к государственной позиции, реальность совершенно иная, и в Москве в том вопросе уже звучат государственные голоса. Кроме того, Россия – тоталитарная страна, и если, например, у властей было бы желание, они бы в течение часа заставили бы замолкнуть антиармянскую истерию.
Но у нас есть все основания предполагать, что история с памятником Гарегину Нжде провоцируется именно из правительственных кабинетов. В «Независимой газете» была опубликована объемистая статья заместитель председателя комитета по социальной политике Совета Федерации России, профессора Людмилы Козловой (родом из Азербайджана и активная лоббистка алиевского режима в Москве), в которой вновь обсуждается вопрос армянского «нацизма» или «фашизма», но, конечно, в глобальном – общеевропейском контексте. Отметим, что в случае Козловой наши власти не могут утверждать, что мы имеем дело с экспертным или частным мнением, потому что в Верхней палате российского парламента оказываются люди, список которых несколько раз «фильтруются» до того, как дойти до Кремля, где кандидатов отбирают уже при помощи микроскопа.
Однако намного более опасны выводы Козловой, в которых утверждается, что героизируя Нжде, власти Армении нацизм или фашизм сделали осью государственной политики. Оставим в сторону то обстоятельство, что Козлова в своей статье представила явно фальшивые факты, утверждая, что «союзник» Гитлера Нжде во время Второй мировой войны совершил чудовищные преступления. Эти факты настолько далеки от реальности, что мы их, естественно, не будем тиражировать, тем более, что русские явно имеют проблему не с Гарегином Нжде, а тем более его памятником, а с Сержем Саргсяном и РПА. Почему определенным кругам в российской власти необходимо именно сейчас отождествлять власти Армении с нацизмом и фашизмом, ставить Армению в одну плоскость с Прибалтийскими странами и Украиной, остается только лишь предполагать. Во всяком случае в Москве «борются» не с историей, а преследуют задачу практической политики, тем более, что в российских официальных и политологических кругах памятник Гарегину Нжде «вспомнили» в контексте подписания Соглашения Армения-ЕС.
Однако проблема имеет и так называемый политико-идеологический подтекст. Конечно, Гарегин Нжде – величайший военный, национальный деятелей, благодаря усилиям которого Зангезур не был оторван от Армении и избавлен от перспективы стать очередной мишенью русско-турецкой договоренности, также и фальшивы приписываемые армянскому военачальнику российские обвинения, однако также очевидно, что чисто на цивилизационном уровне Армения не может интегрировать Европе некую партию, в основе идеологии которой заложена примитивная теория идеологии Нжде. Повторяем, это – цивилизационное наблюдение, которое не имеет никакого отношения к российским бредням в адрес Нжде.
Но более существенно то обстоятельство, что власти Армении с фашизмом и нацизмом отождествляет представитель власти России. В Москве на уровне Путина происходит фетишизация Сталина и сталинизма, а в нацизме или большевизме, или гитлеризме или сталинизме нет никакой качественной разницы, если не учитывать то обстоятельство, что Гитлер в основу своих зверств закладывал принцип национальной, а Сталин – классовой дискриминации. Последствия их кровавой политики одинаковы, и как минимум смешно, когда «наследники» Сталина обвиняют власти Армении в нацизме или фашизме.