19 января отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Крещение Господне (Святое Богоявление)
Двунадесятый непереходящий праздник. Приурочен крещению Иисуса Христа в водах реки Иордан. Название «Богоявление» появилось из-за явления Пресвятой Троицы во время обряда Крещения Господа.
После Рождества Христова прошло много времени, за эти годы
“Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем”.
Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, наконец, настало время явить Себя миру. Он отправился для совершения обряда Крещения в Иудею, на реку Иордан, где находился Иоанн Предтеча.
После многолетней жизни в пустыне пророк Иоанн Предтеча появился на Иордане. Для иудеев это была священная река, в ней они совершали религиозные обряды, и здесь пророк начал проповедовать людям о грехах, покаянии и осуществлял крещение водой, подготавливая их к появлению Спасителя:
“Идет за мною сильнейший меня…Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк.1,7-8).
Но это еще не было тем Крещением, таинство которого мы знаем сегодня.
Уже более 400 лет Бог не посылал на землю иудейскую пророков, поэтому известие о появлении Иоанна распространилось очень быстро, и к нему стали для крещения стекаться толпы народа.
Когда-то Бог открыл Иоанну, что он будет делателем Крещения Господня Иисуса Христа, он узнает Спасителя, когда придет время:
“На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть…”(Ин. 1,33).
И вот, когда Иисус Христос появился перед Крестителем, Святой Дух открыл пророку, Кто Это.
Иоанн был в большом смущении, он никак не мог понять, каким образом он может дотронуться до Творца, а тем более совершить Его Крещение:
“Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне?”.
В ответ Иисус Христос сказал ему:
“Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду”(Мф.3,14-15).
Спаситель своим примером должен был показать, как нужно было исполнять волю Божию и Его установления, поэтому Иоанн безоговорочно повиновался Господу и сотворил Крещение безгрешного Иисуса Христа.
После крещения, когда Христос вышел из воды, вдруг разверзлись небеса. Дух Святой в образе голубя, осеняя Божественным светом, опустился на Иисуса и с неба раздалось:
“Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение” (Мф. 3,16-17).
В этот момент произошло явление Бога людям в трех Ипостасях: Крещение Сына Божьего, свидетельство об этом Бога-Отца и Духа Святого, который явился миру в виде голубя.
Крещение Господне называют еще и Богоявлением, когда Царство Небесное настолько приблизилось к людям, что его можно было даже видеть и слышать.
Во время Крещения Иисус Христос впервые предстал перед народом Израиля, после Богоявления у него появились первые ученики — за ним последовали апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп и Нафанаил.
После Крещения, как сказано об этом в Евангелие, Спаситель находился в пустыне, на сорок дней он удалился для того, чтобы подготовиться к Своей миссии, он постился и молился вдали от людей. Известно, что в это время Господь вел борьбу с диаволом, который три раза пытался искусить Христа, предлагая богатства, славу и власть за отступление от Бога, но не получилось. Спаситель остался тверд и отверг лукавого.
Именно после Крещения и начинается служение Господа Иисуса Христа, то великое дело, ради которого Он появился среди людей — борьба каждого человека со своими грехами.
Традиции и обряды
Главные традиции 19 января — освящение воды; купание в проруби; песнопения, проповеди; религиозные шествия с иконами, хоругвями; гадания.
— Наши предки верили, что в полночь накануне Крещения вода в водоёмах приобретает особую силу: она превращается в вино; на миг останавливаются реки и вода становится чудодейственной, «святой» и чистой; можно увидеть, как она волнуется, колышется. Считается, что богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Центральным событием праздника было церковное освящение воды, которое могло происходить как в церкви, так и на реке или у колодца. Освящённую воду бережно приносили в дом. Все ею умывались, на ней готовили, использовали как лечебное средство при болезнях телесных и душевных.
— Принесенной в дом богоявленской водой хозяева окропляли дом, людей, двор, скот, ульи, огороды, лили её в колодец, добавляли в корм скоту, в бочки с вином. Говорили, что «в богоявленскую ночь, перед утренней, небо открывается, о чём открытому небу помолишься, то сбудется. Но якобы не всем дано видеть это, а только — самым благочестивым людям. Но, если помолится грешник святому небу в это время, то сбудутся и его желания». Есть поверье, что, если поставить под образами чашу с водою, да «с верою» посмотреть на неё, — то вода, сама собою, всколыхнётся в крещенский полдень, что означает: «осеняет и освящает её крещающийся Сын Божий».
— Главное событие этого дня — водосвятие, для чего в одном из водоёмов делается прорубь — Иордань. После торжественного крестного хода совершается молебствие. После молебна в проруби купаются: больные — излечиться от болезни, а здоровые — очиститься от греха. В основе зимнего купания русских лежит древний языческий обычай ритуального очищения водой. Верили, что сама прорубь и место вокруг неё обладают чудесной силой. На Русском Севере колядовщики купались в проруби, чтобы вернуть «тому свету» душу предка, которому «одалживали» на время Святок свое тело.
— Среди крестьян было распространено поверье, что на Водокрещи, как на Пасху, Ивана Купалу и Рождество играет солнце. Считалось, что в эту ночь «отверзаются небесные врата; пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки». Ночь под Крещение считается наиболее благоприятным временем молитвы к Богу о самом сокровенном.
— После окончания голодной кутьи сено, что лежало в течение двух калядных недель, убиралось со стола и относилось скоту, чтобы улучшить и ускорить молоко у коров, а заодно уберечь от ведьминых проказ. В Воронежской области на Крещенье давали скотине «немолоченный» сноп, чтобы скотина «разговелась». В Полесье на Крещенье рисовали кресты и коней на дверях. Когда рисовали коней — приговаривали: «Прыехали на коних, на коних и уедзеце», для того «шоб граза ня била ў хату». Крест — «то Коляда уезжает». Местами исписывали мелом стены, двери и печь разными фигурами деревьев, птиц, зверей, всадников.
— Чтобы предостеречь свой дом от пожара, селяне на Крещенской неделе читали: «Шли святые за мной, несли чашу с водой. Если пожару быть, святые станут пожар тушить. Не гори раз, не гори два, не гори три. Ни сегодня, ни завтра, никогда не гори. Святые стоят, мой дом охраняют. Аминь». В Курской губернии под Рождество и под Крещение жгли навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались.
— С праздником связано понятие «крещенские морозы» — они всегда отличались особой силой, зато после этого дня погода начинала меняться. Люди говорили о морозах: «Трещи не трещи, а минули водокрещи». В то же время сильный мороз предвещал хороший урожай зерновых. «Силен мороз на Водокрещи — на хлеба не ропщи», — подмечали крестьяне. Впрочем, хороший урожай предвещали и туман, и снег хлопьями.