9 февраля отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Иоанн Златоуст является одним из самых почитаемых в православии святых. Его заслуги перед Богом и людьми неоценимы, за что он и был провозглашен одним из величайших Богословов.
26 ноября — день памяти Иоанна Златоуста, а 9 февраля православная церковь празднует перенесение его мощей. Помимо этих двух праздников, поминают Иоанна еще и в Собор Трех Святителей 12 февраля.
Церковные православные праздники 9 февраля
Житие святого Иоанна
Родился Златоуст в 4 веке в богатой семье. Его отец умер рано, поэтому Иоанна воспитывала мать. Мальчик получил хорошее образование, что только укрепило его в вере. Его учили лучшие философы и риторы. В 20 лет он принял крещение, после чего его жизнь изменилась еще сильнее. В итоге он стал клириком. Это сан, который позволяет читать на богослужении Священное Писание.
После смерти матушки юноша принял монашество. Он углубился в изучение письма и стал лучшим в этом деле. Ему пророчили дорогу вверх, но он отдалился от людей. Златоуст написал в те годы свои первые труды, которые дошли и до нашего времени. По большей части делал он это в пещере, где пробыл почти два года. Он молился и жил в уединении, чтобы обрести просветление и душевные силы.
После возвращения его сделали диаконом. Он продолжал писать книги о Боге и о силе веры. Примерно в 40 лет он стал полноправным проповедником. Именно тогда его и стали называть Златоустом. Он писал в то время очень полезные труды, которые помогали обычным людям гораздо лучше понимать смысл праздников и молитв, а также самой главной книги — Евангелия. В конечном итоге он дослужился до архиепископа Константинопольского. Иоанн Златоуст много сил вложил в совершенствование богослужений. Все свои деньги он жертвовал на благие дела.
Не все было так гладко, ибо позднее его обвинили в клевете против императрицы. Его хотели казнить, но потом просто сослали и вывезли из страны. В день его уезда произошло землетрясение. Свои последние годы Иоанн посвятил привычным делам — он работал вплоть до самой смерти, которую встретил на территории современной Абхазии. Его приказано было перевезти туда из Армении. Он умер в пути от тяжелой болезни в возрасте примерно 60 лет.
Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
Воспоминание церковью перенесения святых мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь в 438 году.
«Брачная любовь есть сильнейший тип любви. …И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости».
«Нет ничего драгоценнее того, как быть любиму женой и любить ее. Когда муж и жена между собой согласны, это мудрый полагает в числе блаженств. Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье».
«Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен».
«Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ воскресения».
«Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение».
Этим мудрым словам, к которым следует прислушаться и сегодня, – свыше полутора тысяч лет! Произнес их величайший подвижник веры и проповедник святой Иоанн Златоуст.
Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил:
«Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане».
В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.
После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию – в этом, несомненно, был Божий Промысл, чтобы «таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем».
В 381 году в 34 года Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.
В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал – его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800!) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания и почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.
Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.
Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому, когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.
Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии… Константинопольский архиерей «питал алчущих, одевал нагих», заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них – на собственные средства.
Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение.
«Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его».
Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.
Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил и его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.
В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.
Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.
Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).
Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал:
«Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».
Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.
В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).