В контексте традиционной политики Армении улица имеет особое значение и смысл как инструмент выражения, так сказать, радикальной позиции общества, в условиях которого только правительство пойдет на уступки, на компромиссы, услышит общественность и т. д. Этой логикой в настоящее время генерируется идея осуществить уличную борьбу против премьерства Сержа Саргсяна, которую по отдельности пытаются продвинуть несколько различных сил.
Однако в самом глубинном смысле уличный политический инструментарий в Армении на самом деле имел одно значение – легитимизировать политику власти, причем различными способами, когда дело дошло до силовых решений, легитимизировал силу власти, насилие, а если не дошло до этого, легитимизировались инициативы власти путем уличной борьбы против них. Легитимизация силового метода может показаться странным выводом, учитывая тот факт, что никакое общественное большинство не может и не может и не принимает применение силы властями. И это внешне так, после применения этой силы правительство стали еще больше не любить, не доверять ему, отрицать его. Но проблема в том, что легитимность имеет гораздо более глубокий характер, чем просто отношение, существующее на поверхности общественного сознания.
Дело в том, что в подсознательном, культурном слоях насилие имеет основное место. Вообще говоря, отношения между родителями и детьми в этой традиционной системе основаны на значительной части законного насилия, право на которое имеет родитель по отношению к ребенку. В этом смысле, насилие в мышлении огромных слоев общественности Армении имеет огромную представленность и хотя насилие властей порождает сопротивление, противодействие на сознательном уровне, на подсознательном, в культурных глубинах мышления оно приводит к легитимизации власти, что и является парадоксом армянской действительности. И это то самое обстоятельство, что не изучается и недостаточно учитывается в различных форматах оппозиции, в конце концов, чтобы сделать вывод, что в Армении улица не является противоречием власти, а является глубоким источником легитимности правительства.
В этом контексте совсем не случайно, что в настоящее время правительство предпринимает немало выдающихся шагов, которые способствуют формированию процесса на улице, чтобы шаги правительства в связи с апрелем имели полноценную легитимность. Вот здесь и вопрос необходимости перезапуска в плане понятия или явления оппозиции в Армении, чтобы опорой политической оппозиции не была улица.
Улица и оппозиция отныне истирают друг друга полным образом. С другой стороны, этот процесс, возможно, должен пойти до конца, для окончательного освобождения общественно-политического дискурса от этого и чтобы, наконец, отрезать от улицы, после чего, возможно, в общественно-политическом дискурсе Армении может начаться процесс формирования устойчивых очагов мысли, а не шума, где не ситуация будет формировать повестки дня, как заявляют, что от состояния улицы будет зависеть повестка дня, а повестка дня станет формировать то общественное поле, которое с максимальной эффективностью приведет власть к диалогу с обществом.