Известная финансовыми, корпоративными и туристическими услугами страна занялась добычей сырья
В пятницу французская Total должна начать разведывательное бурение на морском шельфе к югу от Кипра. Блок 11, лицензию на работы на котором получила Total, граничит с крупным кипрским газовым месторождением «Афродита» (или блок 12), запасы которого предварительно оцениваются в 127,4 млрд куб. м. А к югу от блока 11 расположено гигантское египетское месторождение Zohr, запасы которого оцениваются в 850 млрд куб. м и более чем в $100 млрд.
Итальянская Eni, имеющая вместе с Total по 50% в блоке 11, а также разрешение на разведку в нескольких соседних блоках, в прошлом году заявляла, что они «имеют геологическое сходство» с Zohr, которое Eni открыла в 2015 г.
Новый газовый центр
С учетом двух крупных месторождений с 930 млрд куб. м газа, обнаруженных у берегов Израиля (включая месторождение «Левиафан» с запасами 623 млрд куб. м), восточное Средиземноморье потенциально становится крупным газодобывающим регионом. Израиль, Кипр и Греция уже планируют в начале следующего десятилетия построить трубопровод, по которому газ можно будет перекачивать в Европу.
Американская компания Noble Energy, разрабатывающая израильские месторождения, обнаружила «Афродиту» в 2011 г. Двумя годами позже она сделала оценку запасов – 127,4 млрд куб. м. Интерес международных компаний к региону особенно сильно вырос после открытия Zohr. Лицензии на разведку и разработку блоков на кипрском шельфе помимо Total и Eni получили Royal Dutch Shell и корейская Kogas, а также консорциум ExxonMobil и Qatar Petroleum.
Консорциум, получивший блок 10, намерен начать разведывательное бурение в 2018 г., а трехмерная сейсморазведка уже ведется, заявила Qatar Petroleum в апреле. Оператором «Афродиты» является Noble Energy, ее партнеры – израильская Delek и Royal Dutch Shell.
Экспортные возможности
Сегодня Кипр в производстве электричества зависит в основном от импортной нефти (см. график).
Газ с «Афродиты» может заменить ее в качестве основного топлива для электрогенерации, но стране придется построить новую инфраструктуру, включая магистральные трубопроводы, работающие на газе электростанции и промышленные объекты, пишет Майкл Ратнер из аналитического управления при конгрессе США. «Отсутствие на острове такой инфраструктуры делает применение газа на внутреннем рынке сложным и потенциально дорогим», — указывает он. Также дорого обойдется строительство СПГ-терминала на Кипре, считает Ратнер, гораздо дешевле построить трубопровод в Египет, где экспортные СПГ-терминалы уже есть, но их загрузка сильно упала в 2012-2014 гг. из-за значительного роста внутреннего спроса.
Кипр и Египет уже подписали предварительное соглашение о строительстве такого газопровода.
По оценкам Energy Intelligence и Германского фонда Маршалла в США, для покрытия собственных энергетических потребностей Кипру достаточно 0,9-1 млрд куб. м в год. То есть только газом с «Афродиты» он обеспечен более чем на 100 лет. Таким образом, у Кипра остаются значительные объемы газа, которые могут быть направлены на экспорт.
Среди экспортных возможностей помимо трубопровода в Египет эксперты Energy Intelligence называют поставки в Европу. Израиль, Кипр и Греция хотят к 2025 г. построить трубопровод от газовых месторождений у берегов первых двух стран в Грецию и, возможно, Италию. Стоимость проекта может достичь 6 млрд евро, пишет Reuters.
При одобрении Евросоюза, который хочет диверсифицировать поставки энергоресурсов, три страны договорились ускорить разработку этого плана. «Еще несколько месяцев назад это было чем-то из области фантастики, а теперь становится реальностью», — заявил в июне премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на трехстороннем саммите в Салониках.
Политическое противостояние
Правда, проект разработки кипрского шельфа встречает резкое неприятие Турции – единственной страны, признавшей Турецкую республику Северного Кипра (остров разделен на греческую и турецкую части с 1974 г.). Участвующие в нем международные нефтегазовые компании могут потерять «друга» в лице Турции, заявил в начале недели президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. В Анкаре считают, что Республика Кипр не имеет права в одностороннем порядке добывать полезные ископаемые и что выгоды от добычи углеводородов должны быть разделены с Северным Кипром. Ранее турецкое правительство даже грозило послать военные корабли в район месторождения.
В правительстве Кипра утверждают, что разрабатывать углеводороды – его суверенное право и что он подписал с соседними странами соглашения о разграничении морских пространств. Президент Кипра Никос Анастасиадис заявил, что страна продолжит разведку месторождений, несмотря на сопротивление Турции.
Конфликт мог бы быть разрешен, если бы удалось договориться об объединении Кипра. Очередной этап переговоров начался еще в 2015 г. при поддержке ООН, ЕС и Великобритании. Но после 10-дневного саммита 7 июля было объявлено о провале переговоров. Камнем преткновения стали вопросы обеспечения безопасности и присутствия турецких военных (в северной части острова находится 30 000-ный контингент). Представители Турции отказались письменно гарантировать вывод войск.
Ранее греки-киприоты даже предлагали построить трубопровод в Турцию, где газ можно было бы сжижать и экспортировать. Однако необходимым условием реализации этого проекта Никосия называла объединение острова.
Ее планы по разработке шельфа поддержал премьер-министр Греции Алексис Ципрас, заявивший, что Кипр имеет полное право вести любые работы в своей исключительной экономической зоне.
Total «не беспокоит» то, что ее работы на кипрском шельфе могут вызвать недовольство Турции, заявил Reuters президент по разведке и разработке Арно Бруяк. По словам Ива Гросжана, генерального менеджера по разведке и разработке Total на Кипре, бурение займет два-три месяца, прежде чем будут объявлены первые результаты.
По материалам «Ведомости»