Адвокат второго президента Армении и обладающего званием Героя Арцаха Роберта Кочаряна Ованес Худоян заявил, что освобожденные территории Арцаха не могут считаться частью Республики Арцах априори, следовательно, привезенные в Ереван в феврале-марте 2008 г. силы не могут быть вооруженными силами Республики Арцах.
Подобное заявление адвокат, естественно, не мог сделать без согласия Кочаряна, поэтому мы уверенно утверждаем, что второй президент перешел Рубикон, иными словами, оказался в том положении, когда уже выступает с заявлениями, угрожающими национальной безопасности.
Подобное заявление можно услышать, например, из Баку, который периодически ставит под сомнение границы Арцаха, искусственно отождествляя НКР с НКАО. Или, если Худоян не считает освобожденные территории частью Арцаха, можем априори предположить, что Кочарян характеризует их оккупированными, как это сделал в свое время один из видных людей его окружения – бывший министр иностранных дел Вардан Осканян, когда в парламенте отвечал на вопросы одного из депутатов.
Заявление защитника Роберта Кочаряна является опасным проявлением политического шкурничества. Ради узких личных интересов невозможно было нанести более сильный удар по суверенитету и субъективности Арцаха. Кочарян в годы своего президентства именно так отнесся к Арцаху: он посчитал, что такого субъекта не существует, более того, вытесненный из переговорного процесса Арцах превратился в объект переговоров.
Сейчас Кочарян, по сути, делает то же самое с более опасными последствиями. Для обоснования своего ужасного поступка 1 Марта 2008 года он фактически заявляет, что нет суверенного Арцаха со своими силами, и армянская армия «оккупировала» освобожденные территории. Иными словами, развивается тезис азербайджанской пропаганды о том, что Армения якобы «оккупировала» некоторые территории Азербайджана.
Как минимум удивительно, странно, что заместитель руководителя Аппарата президента Арцаха Бако Саакяна Давид Бабаян в беседе с Первым Информационным отметил, что не желает комментировать заявление адвоката Кочаряна, поскольку они не вмешиваются во внутриполитические, правовые процессы Армении: «Это нужно спросить у компетентных органов». В то же время Бабаян отметил: «Неправильно, чтобы Арцах вмешивался во все эти процессы, мы придаем важность верховенству закона. Но есть Конституция Арцаха, вы можете даже не спрашивать меня и прочесть эту Конституцию. Там есть административно-территориальное деление Арцаха – сколько есть районов, какие райцентры: там все указано».
Трудно было ожидать более «беззубого» заявления из Степанакерта.
Роберт Кочарян через адвоката открыто плюет на конституционный порядок Арцаха, его территориальную целостность, а пресс-секретарь президента НКР говорит, что не хотят вмешиваться во внутриполитические, правовые процессы Армении. Подобная позиция официального Степанакерта – цинизм, если вспомнить, что Бако Саакян и Аркадий Гукасян становятся активно «вмешивающимися», когда речь идет не о территориальной целостности Арцаха, а о правах Роберта Кочаряна.
Однако проблема имеет более принципиальный слой.
Адвокат Кочаряна намеренно создает неразбериху, меняя суть дискурса. Неважно, где дислоцированные вооруженные силы использовал Кочарян. Если даже примем его версию о том, что войска из Арцаха не были привезены, что опровергается показаниями Огановского, то все равно Кочарян свергнул конституционный порядок, поскольку законодательство запрещало ему использование вооруженных сил вообще – будут они размещены в Арцахе или Армении. Фактически, защитник Кочаряна признает, что вооруженные силы были использованы, иными словами, признает факт свержения конституционного строя, однако дискуссия разворачивается в ложной плоскости, которая с правовой точки зрения нелепа, а в политическом плане опасна, поскольку интересы армянской стороны подчиняются личным амбициям Кочаряна.
Саргис Арцруни, 1in.am