Накануне переназначенный на должность вице-премьера и министра экономической интеграции и реформ Ваче Габриелян в ответ на вопросы журналистов, комментируя заявление новоназначенного премьер-министра Карена Карапетяна о «крайне тяжелом» состоянии экономики Армении, сказал, что это не означает, что цифры об экономическом росте правительства не соответствуют реальности, а просто речь идет об исчерпанности нынешней модели нашей экономики. Предположим, заявления об экономическом росте соответствовали реальности, хотя помнится, что именно Ваче Габриелян находился в противоречии с премьер-министром Овиком Абраамяном в связи с его поручением относительно возвещения об экономическом росте, которое дал Овик Абраамян министрам.
Но, предположим, что цифры действительно были правильными, и проблема в модели. Значит, возникает вопрос: какой модели. Какова модель экономики Армении, которая исчерпала себя. И когда Карен Карапетян говорит о необходимости изменения модели, то об изменении какой модели он говорит?
Как известно, экономика Армении является самой коррумпированной, и, по мнению экспертов Всемирного банка, имеющей сверхвысокий монопольный и олигопольный уровень в Восточной Европе экономикой, которая сращена с политикой. Об этой модели идет речь? Если да, то, как Карен Карапетян, так и комментирующий его вице-премьер Ваче Габриелян совершенно правы. Но, как изменить эту модель? Вот этот вопрос поставлен перед ними, который хочет понять также и общество.
Отделит ли новое правительство бизнес и политику, экономику и власть, снизит ли монополии и олигополии, или нет? Потому что, если речь не идет об этой модели и ее изменении, то уже не важно, о чем еще может идти речь. О чем бы не шла речь, если не об изменении криминально-олигархической модели, то это значит, что на самом деле речь не идет об изменениях, поскольку, не изменив эту модель, невозможно в экономической жизни Армении что-то изменить. Даст ли программа правительства Карена Карапетяна ответ на этот вопрос, пойдет ли Карапетян против действующей модели, и каким путем или механизмами? Это и будет ключевым.
Текст нового правительства не может быть изложением красивых слов. Программа нового правительства не может обойти конкретную констатацию. горькой реальности, если действительно будет направлена на изменение этой реальности. Только в случае конкретной констатации для глаз общества возможны минимальные гарантии того, что предлагаемые решения были составлены с глубоким осознанием реальности, и с волей бросить вызов этой реальности. Общественный «карт-бланш» правительства Карена Карапетяна будет зависеть от того, насколько смелым, открытым и честным будет правительство в своей программе в вопросе конкретности признания проблем.
1in.am