Адвокаты второго президента РА Роберта Кочаряна намереваются представить третью жалобу в ЕСПЧ. Адвокат Арам Орбелян не исключил, что в представляемую в Европейский суд жалобу они включат основания, предусмотренные статьей 18 Европейской конвенции. Речь, по сути идет о вопросе является ли Кочарян политзаключенным.
«Не исключается, что в эту жалобу будет включена также статья 18, которая устанавливает, кто является политическим заключенным. То есть, в дополнение к преследованиям суд подтверждает, что есть нарушения справедливого судебного разбирательства или свободы, и к этому добавляется и статья 18, которая констатирует, что в основу нарушений заложены не просто нарушения, но и нарушения с определенными обстоятельствами – в данном случае исходя из политических мотивов. В данных рядом международных структур определениях, в том числе Совета Европы, а также и в связи с Арменией, в связи с Арменией и Азербайджаном, есть определения политзаключенного, под которое явным образом подпадает господин Кочарян. В данный момент все еще в исключительно армянских судебных процессах, в этом контексте вопрос не обсуждается», – сказал Орбелян.
Роберт Кочарян был арестован по конкретному обвинению, которое касается дела 1 Марта, точнее – обвинения в свержении конституционного порядка. Причастность Кочаряна к кровавым событиям 11-летней давности настолько очевидна, что не нуждается в подтверждении посредством дополнительных фактов. Например, непонятно, какое именно действие второго президента является политическим, вследствие чего его сегодня можно считать политзаключенным – вовлечение армии в политические процессы и оставление передовой без защиты, отдача приказа расстрелять 10 человек, или же массовый арест своих политических соперников по делу 1 Марта – по сфабрикованным обвинениям.
Конечно, Кочарян сплел для себя легенду, которой активно пользуются и его адвокаты. Это то, что якобы он оказался под прицелом Пашиняна из-за того, что намеревался заняться активной политикой, и является единственной альтернативой действующим властям.
Проблема двуслойна, и, пожалуй, стоит каждый из них обсудить по-отдельности.
Может ли кто-то сказать, каково политическое кредо Кочаряна, с какими идеями или ценностями он ассоциируется или какие именно его публичные слова или действия стали причиной того, чтобы он оказался в поле преследования революционных властей. Точно – нет. Ни власть Кочаряна не была политической, ни его так называемый статус пенсионера. Второй президент может ассоциироваться с кровью и грабежом, но с политикой – никогда, в классическом смысле ни с властью, ни с оппозицией.
С другой стороны, сомнительно, что считающий себя серьезным фактором и альтернативой Роберт Кочарян не сумел создать партии, которая сегодня хотя бы координировала все протестные действия его сторонников.
Вся проблема в том, что команде защиты второго президента дали алиби небрежность и дилетантизм компетентных органов Армении. Кочарян не является преследуемым или политзаключенным, даже если ССС и не удается придать целостность его обвинению – из-за дилетантизма, или когда ответственные чиновники Армении оказались настолько «небрежными», что в телефонных беседах обсуждали вопросы, которые находятся все их компетенции. Конечно, это крайне серьезные факторы, которые могут поставить процесс расследования вне легитимности, но от этого Кочарян вряд ли станет невиновным или политзаключенным.
Источник: 1in.am