Председатель Конституционного суда Армении Грайр Товмасян огласил заключительную часть решения Конституционного суда: «Статью 35 Уголовно-процессуального кодекса РА признать противоречащей Конституции и недействительной. 2 часть 135 статьи УПК РА соответствует Конституции».
Статья 35 Уголовно-процессуального кодекса РА, признанная антиконституционной, устанавливает обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу или уголовное преследование, а часть 2 статьи 135 уголовно-процессуального кодекса, которая соответствует Конституции, устанавливает, что арест в отношении обвиняемого может быть применен только в том случае, когда есть обоснованное подозрение, что он совершил такое преступление, для которого максимальный срок наказания в виде лишения свободы составляет более одного года, и есть достаточные основания для предположения, что обвиняемый может совершить какое-либо действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи.
Адвокат второго президента Арам Вардеванян поспешил сообщить, что КС признал антиконституционной статью, касающуюся оснований меры пресечения в отношении Роберта Кочаряна, что предполагает, что второй президент должен оказаться на свободе. Отнюдь не хочу входить в плоскость правовых витиеватых формулировок, однако не могу не заметить, что команда защиты Кочаряна противоречит своему вчерашнему заявлению, согласно которому арест Кочаряна мог быть немедленно ликвидирован, если КС признает обе статьи антиконституционными, чего, фактически, не произошло.
По большому счету, КС вчера принял антиконституционное, противозаконное решение, с другой стороны, обвинение в отношении Кочаряна не касается выполнения конституционно возложенных на него функций. Обвинение касается преступления, совершенного с нарушением Конституции. Решение не может быть выполнено, поскольку оно не распространяется на основание ареста Кочаряна, и это истина.
Проблему нужно рассматривать в более глобальной плоскости.
Решение КС нелегитимно, поскольку судья КС Ваге Григорян объективно отметил, что три члена Высшего суда не правомочны участвовать в принятии решений по этому вопросу. Только этого факта достаточно, чтобы вчерашнее решение КС было признано нелегитимным, иными словами, необязательным к исполнению.
Грайр Товмасян и другие не смогли решить вопрос свободы Кочаряна, однако окончательно нейтрализовали КС, сделав актуальной скорейшую отставку этого состава Высшего судебного органа и формирование нового КС конституционным урегулированием 2015 года.
В КС налицо кризис именно по той причине, что его действующий состав противоречит логике действующих конституционных регулирований. Об этом заявил один из судей КС, и его мнение нашло защиту премьер-министра, председателя ВСС, мы уверены, что большинства общества. По вине политической власти даже не диагностирована институциональная «болезнь» КС, чтобы понять, будет ли проблема решена законодательными регулированиями или путем хирургического вмешательства.
Одно очевидно: решение КС не решит вопрос свободы Кочаряна, однако станет отправной точкой необратимого процесса делегитимизации действующего состава КС. Исполнительная власть путем общественной поддержки должна отказаться выполнять вчерашнее решение КС и сформировать всенародную повестку с требованием отставки Грайра Товмасяна и остальных.