Для любой революции самым важным испытательным сроком является период, непосредственно следующий за ее победой. В тот период воодушевленные победой активисты монолитного движения начинают проявлять самодеятельность и пытаются теми же революционными методами решать накопленные годами многочисленные локальные проблемы. Свидетелями этого явления мы стали сегодня.
Почти по всей территории республики происходят хоть и совершенно справедливые в своих требованиях, однако нерегулируемые революционным центром демонстрации протеста: сотрудников Араратских цементного и золотообрабатывающего заводов, Агаракского медно-молибденового комбината и “Наирита”, производителей молока, таксистов, импортеров автомобилей, сторонников “Сасна црер”, лиц, заинтересованных в проблемах, возникших в высших учебных заведениях, а также граждан, недовольных деятельностью директоров школ и детских садов, мэрии и районных администраций Еревана, протестующих против принадлежности земель церковной дачи в Севане, сотрудников военкомата и др.
Повторяю: все эти мероприятия, выдвигаемые ими требованиями, за незначительными исключениями, совершенно справедливы. Эти вопросы должны были быть решены давно. И если до сих пор они не проявлялись открыто, то только из страха жесткого противодействия режима, насилия силовых структур, угроз криминальных элементов, потери работы и бизнеса. Сегодня страхи исчезли, и люди пытаются решить эти проблемы методом движения Пашиняна, которое твердо, дисциплинированно, четко выполняла распоряжения лидера.
Но не учитывается одно важнейшее обстоятельство: Пашинян сегодня – премьер-министр Армении, глава государства, важнейшим обязательством которого является обеспечение нормальной деятельности государственных органов. Следовательно, пусть и из искренних соображений, эти самодеятельные демонстрации и тем более случаи захвата зданий и нарушения дорожного движения путем перекрытия улиц, в конечном счете, хоть и не преднамеренно, направлены против самого Пашиняна. Не исключено, однако, что помимо искренних и самопроизвольных действий протеста активистов движения, некоторые подобные акции провоцируются и прежним режимом, который, хоть и отступил, но отнюдь не капитулировал.
Через несколько дней, ясно, что республиканцы утвердят правительственную программу, возложив всю ответственность за управление страной на Пашиняна и избегая проведения невыгодных для них на данный момент внеочередных выборов. После этого те, кто все еще продолжают сохранять свои твердые ряды, попытаются подобными методами и срывая представленные правительством законодательные инициативы, откровенным саботажем, постепенно снизить авторитет новой власти и создать в стране ситуацию неуправляемости и хаоса.
Главный критерий становления любого государства – это его управляемость, бесперебойная деятельность государственной машины. Если не будет обеспечена управляемость страны, ни одно государство, даже дружественное, не будет серьезно относиться к властям этой страны. В Армении создана исключительная ситуация, когда государственная машина может просто сломаться, обрекая страну на полную неуправляемость.
Это – самая опасная ситуация для любого государства. Даже тирании не столь опасны, как неуправляемость страны, поскольку тирании временны, рано или поздно они исчезают, а неуправляемость может стать губительной для страны. Не хочу приводить много примеров, для нашего общества, думаю достаточны ситуации в Грузии и Азербайджане начала 90-х годов. Сегодня сверхзадачей и новых властей, и политических сил, и сознательных слоев общества должна быть задача не подвергать страну потрясениям и сохранить управляемость государства. Это требование относится и к сторонникам прежнего режима, у которых, надеюсь, стремление к реваншу не притупило окончательно ощущение государственного интереса
Все это я говорю не в качестве теоретических рассуждений. В подобной ситуации Армянское общенациональное движение оказалось сразу после прихода власти и получения руководством правительства – из-за самодеятельности активистов движения и неконтролируемых элементов (возмущение АНА, захват отделений безопасности и полиции в Армавире и Мегри, давления на коммунистических руководителей областных советов, попытка проникновения в здание телевидение, захват здания Ереванского горкома (в настоящее время Конституционного суда) и др.). Нам удалось в очень короткие сроки, главным образом, путем призывом, а иногда и применения закона, урегулировать ситуацию и обеспечить полную управляемость государства. Именно благодаря этому мы избежали катастрофических событий, выпавших на долю Грузии и Азербайджана, и удостоились одобрения и полной поддержки международного сообщества. Справедливость требует отметить, что в дальнейшем, при Роберте Кочаряне и Серже Саргсяне, управляемость Армении не только не нарушилась, но и, исповедуя совершенно иные, недопустимые ценности, и с применением антинародных и противозаконных методов, даже стала чрезмерно прочной, что и явилось основной причиной сегодняшней революции.
Заверяю, что мотивом написания этой статьи является исключительно беспокойство по отношению к успехам нового правительства. Нынешнее общенародное движение зафиксировало большую историческую победу – свергло 20-летнюю тиранию Армении. Уже этим Пашинян достоин занять место в армянской истории. Для народа будет огромным разочарованием, если ему не удастся с честью выйти из создавшегося опасного периода, чтобы занять более достойное место в истории.
ilur.am