Очевидно, провокации в тему армяно-российских отношений иных представителей российской политтусовки слишком хорошо проплачиваются, чтобы надеяться на то, что у этих «товарищей» с пониженной социальной ответственностью в обозримом будущем проснется совесть. Слезть с икорной иглы непросто, понимаем…
Не успели кануть в прошлое Крашенинникова с истерикой на тему о том, что «Ереван героизирует пособников фашизма», «логотип Республиканской партии Армении напоминает ей символику Третьего рейха», а «памятник Гарегину Нжде — глубочайшее оскорбление всему армянскому народу», оставив после себя пренеприятнейший осадок, как на авансцене с тем же сценарием возник другой неугомонный любитель черной икры – Сергей Марков.
По информации, прошедшей на днях в российских СМИ, «в Госдуме РФ состоялся круглый стол на тему «Борьба с героизацией фашизма и возрождением неонацизма: законодательные аспекты», в ходе которого участники мероприятия заявили о необходимости сноса памятника герою армянского народа Гарегину Нжде в Ереване. На круглом столе выступил политолог Сергей Марков, который обвинил Армению в «пособничестве фашизму». Известный своей проазербайджанской позицией Марков также сообщил, что петицию о сносе памятника Нжде в Ереване на сайте Change.org подписали больше 200 тысяч человек…»
С какой стати в российской Госдуме вообще обсуждают, что надо сносить или строить в Ереване, – вопрос отдельный. О деятельности Маркова давно известно: на службе азербайджанского агитпропа этот господин готов на любое вранье и любую провокацию. Про «200 тысяч подписантов» тоже ясно – в контексте неистребимой активности того же агитпропа.
А вот реакция армянской стороны на подобные провокации – тема более чем актуальная. В ноябре прошлого года инцидент с Крашенинниковой замяли. Вице-спикер парламента Армении, пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов, выступив с большим опозданием (когда возмущение армянской общественности готово было перелиться через край), назвал оценки в адрес правящей РПА и Гарегина Нжде «некорректными», а инцидент «исчерпанным» на том основании, что руководство телеканала «Звезда» обратилось с официальным письмом к армянской стороне с признанием своих некорректных действий. И хотя со стороны телеканала и лично Крашенинниковой никаких публичных извинений и опровержений не последовало, а пресловутое письмо «покаяния», посланное руководством «Звезды» на имя посла Армении в России, опять же нигде публично не фигурировало, на истории поставили точку.
Что касается мероприятия в госдуме и высказывний, прозвучавших в ходе круглого стола, то, комментируя произошедшее, глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил: «Это спекуляции некоторых противников, и их причины вполне очевидны. Это делается преднамеренно, и не стоит попадаться в ловушку. В Республике Армения заявления на сей счет делались на самых разных уровнях, и здесь ничего ни добавить, ни убавить».
«Противники», «ловушки», «ни добавить, ни убавить» – ответ дипломата, этакое обращение к членам закрытого клуба (дескать, мы-то с вами все понимаем). С другой стороны, почему глава МИД должен вообще реагировать на то, что требует реакции совсем других структур?
Конечно, не каждая провокация требует какой-либо реакции вообще. Но когда речь идет о целенаправленных попытках создать и усугубить напряженный психологический фон как в армянском, так и российском обществе (фон отдаления друг от друга и негативного восприятия), не реагировать — и есть ловушка. И если в стенах российской Госдумы стараниями субъектов, подобных Маркову и иже с ним, генерируются антиармянские настроения, то в первую очередь это должно заботить наших парламентариев. Но, видно, не озаботило.
И уж, конечно, любая ложь, фальсификации, публичные шаги, имеющие целью оскорбить армянский народ, инициированные, по определению Налбандяна, нашими противниками в российском информационном пространстве, должны становиться предметом внимания и своевременной, адекватной, публичной реакции в первую очередь со стороны Союза армян России как мощной общественной организации, представляющей интересы более чем 2-миллионной армянской диаспоры, проживающей в этой стране. Между тем САР в подобных случаях, как правило, впадает в глубокий летаргический сон и либо вовсе не реагирует, либо «просыпается» слишком поздно, когда это уже не имеет принципиального значения. Конечно, никто не отменял роли нашего посольства, но если дипломаты в определенных контекстах не всегда свободны в выборе инструментов работы, то САР, будучи, повторимся, общественной организацией, может априори реагировать на все, что так или иначе касается Армении и армянского народа и восприятия армян в российском обществе..
Вспомним многоликого Олега Кузнецова – историка, бизнес — консультанта, изобретателя и специалиста по тампонированию трупов, как он себя называет, а по сути, провокатора на службе азербайджанского агитпропа с его опусом «История транснационального армянского террора в XX веке», тиражируемом в российском информационном пространстве. Единственными, кто ответил Кузнецову, сделав по собственной инициативе конкретные шаги к пресечению его антиармянской деятельности, стали наши московские адвокаты Рубен Киракосян и Карен Нерсисян, обратившиеся с иском в суд по факту содержания в книге признаков разжигания национальной и расовой ненависти, что преследуется в соответствии со статьей 282 УК РФ. А судебная тяжба, между прочим, дело затратное…
«Мы будем продолжать работать. Что поражает, так это безразличие, демонстрируемое всеми теми, кто по определению не должен быть безразличен. Этот человек, кто бы он ни был, опубликовал книгу, в которой льет грязь на нашего президента, церковь, коммерческие компании, диаспору, изощряется во лжи и фальсификациях по поводу нашей истории, в конце концов, он раздает аналогичные интервью, пишет провокационные статейки. Почему все молчат?!» — сказал как-то в интервью «ГА» Карен Нерсисян.
Примеров глухого молчания можно привести множество. И уж точно подобная индифферентная политика не способствует укреплению армяно-российской дружбы.
Кстати, тот самый Марков с собутыльниками, пардон, соратниками собирается, как известно, создать некую экспертную группу в Госдуме России по подготовке обращения в Международный суд ООН с иском против Армении «за нарушение конвенции о борьбе с героизацией нацизма от 18 декабря 2014 года». Повод — установка памятника национальному герою Армении Гарегину Нжде в Ереване. Будем молчать? Или все уже сказали? И ни добавить, ни убавить…
Зара ГEВОРКЯН, «Голос Армении»