Вниманию наших читателей приводим статью исследователя Руслана Аллахвердова «Кто же такие члены семьи Алиевых?».
Несмотря на то, что на дворе XXI век, многие и зарубежные, и российские, и тем более азербайджанские авторы и исследователи всё никак не могут, с одной стороны, ответить на вопрос, а кем же были по этническому происхождению Гейдар Алиев и его всемогущие братья и сёстры (ну, стало быть, и нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев!..). А с другой стороны – просто оставить эту тему «в покое» — кем бы они ни были, из детей–сыновей Алирзы Алиева, якобы «железнодорожника из Нахичевани», сегодня в живых остаётся (пока) только Джалал, весьма и весьма уважаемый академик. Тем не менее, поскольку он продолжает «опекать» детей покойного Гейдара, тем более – получившего власть «по наследству» Ильхама, то не учитывать истоки мышления внутриалиевского «совета старейшин» и, в том числе, влияние этого мышления на решения нынешнего азербайджанского президента – это непозволительная роскошь для всех без исключения географических соседей современной Апшеронской республики.
Но вначале несколько строк о том, почему же, при всех «за» и «против», следует противостоять официальной бакинской игре в политические термины и не признавать законности даже первого «избрания» Ильхама Алиева президентом на Апшероне. Проблемы со здоровьем у Гейдара Алирза оглы начались ещё в Москве – ещё на закате Советской эпохи. Ситуация усугубилась после того, как он был вынужден в связи с развалом СССР вернуться в Закавказье – правда, вначале не в Баку, а в Нахичеване. Понятно, что сразу же после триумфального возвращения в Баку «на штыках» переворотчика Сурета Гусейнова в 1993 г. Гейдар Алиев сразу же озаботился проблемой сохранения власти именно под контролем своего семейного клана. Для передачи власти своему сыну Гейдар Алиев изменил Конституцию Азербайджана (в случае невозможности исполнять свои обязанности президентом страны его полномочия передаются не спикеру парламента, а премьер-министру). Однако назначить сына премьер-министром Гейдар Алиев не успел, так как в результате сердечного приступа оказался недееспособным и срочно был вывезен в турецкий госпиталь Гюльхане, а оттуда на самолёте МЧС РФ (!), в коматозном состоянии, — в клинику Кливленда. Кто подписывал назначение Ильхама Алиева на должность премьер-министра, до сих пор неизвестно. Но показателен тот факт, что, в страхе потерять власть, алиевский клан так торопился при «назначении» Ильхама Алиева премьером, что забыл о том, что премьер-министр Артур Расизаде тогда всё ещё оставался «позабытым» на своей должности. В какой-то момент в Азербайджане было два премьер-министра и, соответственно, два и.о. президента. Позже, разумеется, дяди Ильхама (тогда был ещё жив не только Джалал, но и Агиль) «вытурили» Расизаде «куда надо». Таким образом, Гейдар Алиев по сути дела передал власть по наследству, создав все условия для передачи власти своему сыну Ильхаму. И, как известно, несмотря на заблаговременно проводившиеся игрища, вокруг супруги Ильхама – Мехрибан Пашаевой-Алиевой, и в 2013 г. «совет старейшин» клана Алиевых принял решение отложить операцию «Преемник президента», сохранив президентские полномочия, за Ильхамом Гейдар оглы…
Вернёмся к вопросу об этническом происхождении Алиевых. Написано немало. Немало есть и интервью самого Гейдара Алиева – Ильхам пока сам лично молчит, хотя не может не знать, насколько неприятны были для его отца попытки кого бы то ни было пролить свет на происхождение клана. Одно понятно точно – конечно же, это не тюрки. Тем более – не турки, а значит, и не азербайджанцы. Самая широко известная и распространённая версия – курды. Что ж, этому нельзя не верить. В конце концов, именно брата Гейдара (сводного) – Гасана Алиева, ещё в 1938 г. рупор ЦК коммунистов Азербайджанской ССР газета «Бакинский рабочий», а вслед за ней и газеты Нахичевани называли первым среди курдов АзССР, кто защитил кандидатскую диссертацию и стал первым среди курдов республики кандидатом наук. И если такой же сын Алирзы Алиева, как и Гейдар, Гасан Алиев – первый курд АзССР, вошедший в науку, то, следовательно, и Гейдар Алиев – курд. В конце концов, у индоевропейских наций этническое происхождение (с религией или без таковой) всегда было принято вести от мужского начала, родословную открывали мужчины, они же определяли этно-принадлежность детей.
Итак, Ильхам Алиев – тоже курд? Исходя из вышеприведённой логики, — да, иного не дано. Но тут… Возникает немало «но». В своей статье «Семь советских грехов товарища Алиева» в московском журнале «Профиль», российский журналист Александр Трушин пишет: «В биографиях деятелей КПСС обязательно должно было быть указано, что они родились в рабочей семье или, на худой конец, в бедной крестьянской семье. Последнее было не особенно желательно, потому что в дальнейшем можно было стать жертвой анонимки, где бы сообщалось, что отец или дед был кулаком, и тогда перед ним закрылись 6ы все пути наверх. Алиев очень хорошо понимает это и не зря в годы «подхалимажа», сообщал в одном из выступлений: «Сын рабочего, сам рабочий…». C этой точки зрения, связанная c отцом подделка вполне оправдана. Однако жители Нахичевана точно знают, что отец Алиева Алирза Алиев (в Армении — Алирза киши), переехав в 1929 году из Сисиана в Нахичевань, работал банщиком в одной из местных бань 28 лет, т.е. c 1941-гo по 1968 г. А в КГБ поступил в 25-летнем возрасте, т.е. в 1949 году. Опять несовпадение… Кажется, этот фрагмент своей биографии господин Президент не совсем чётко усвоил. Конечно, тогда не было КГБ, a было Государственное Пограничное Управление при Наркомате внутренних дел, контрразведку которого в годы войны называли СМЕРШ». («СМЕРШ» — напомним, аббревиатура слов «Смерть шпионам» — прим.).
О том, где был Гейдар Алиев в первые военные годы, интересные сведения раскрывает журналист и публицист, сотрудник «Литературной газеты» Аркадий Ваксберг в статье «Бурные аплодисменты». Журналист пишет, что бывший прокурор Азербайджанской республики Гамбай Мамедов, проработавший c Алиевым 16 лет, рассказал о фактах, обнаруженных специальной комиссией, изучавшей биографию Алиева. «Комиссия установила, — свидетельствует Г. Мамедов, — что Алиев c начала войны бросил учебу в Индустриальном институте им. Азизбекова и, чтобы уклониться от призыва, выехал в Нахичевань. Здесь он приобрёл документы o том, что он якобы страдает тяжёлой формой воспаления лёгких и освобождается от призыва. Его устроили работать курьером в архив НКВД. Отсюда и пошла его карьера». Он же в 1989 г. в интервью газете «Московские новости» (# 48) сообщал уже в несколько иной редакции: «Алиев во время войны был фактически дезертиром. Когда началась война, он несколько месяцев скрывался от призыва, исчез из индустриального института, где тогда учился. А потом объявился в Нахичевани… со справкой, что у него открытая форма туберкулёза. Получил освобождение от призыва и устроился курьером в архив… Так и жил до сорок четвертого года и вдруг выздоровел. И поступил в НКВД». После войны он представил документы абсолютно иного содержания o своей службе в армии, что якобы является участником войны (каким образом ему удалось раздобыть эти документы, комиссия якобы не установила). Об этом интересные сведения сообщает всё тот же Александр Трушин: «Началась война. Студент Алиев, как и все, кто родился в 1923 году, должен был отправиться на фронт. Но Гейдар остался в родном городке и при тёплой должности заведующего отделом сельского хозяйства Совнаркома Нахичеванской АССР. В ЦК КПСС потоком шли письма из Азербайджана, что Алиев в 1941 году представил в военкомат липовую справку o туберкулёзе. Тогдашний председатель Комитета партийного контроля Борис Пуго отправил в Азербайджан комиссию для проверки вопиющего факта биографии члена Политбюро. Никаких справок, конечно, комиссия не обнаружила. Но странно, что не обнаружились и другие документы. Например, в метрической книге Нахичеванской мечети не оказалось записи о рождении младенца Гейдара. И свидетельства о рождении тоже не нашлось. Зато в педагогическом техникуме сохранилось заявление, в котором Гейдар собственноручно написал, что родился в 1922 году. Т. е. уже в 1940 году он должен был служить в армии. B Азербайджанском Индустриальном институте комиссия тоже не нашла личного дела студента Алиева. Вызванный на комиссию, вконец перепуганный ректор сбивчиво объяснил, что незадолго перед этим приехали какие-то люди, затребовали папку с документами, да, так и не вернули. Что же касается автора, подписавшего письмо в ЦК, ему пришлось покинуть Азербайджан и скрываться в Ленинграде y тогдашнего первого секретаря обкома партии Романова. История с уклонением Алиева от службы в армии вновь всплыла в 1991 году, была опубликована в азербайджанской «Сельской газете»…».
А вот ещё одно интереснейшее свидетельство – оно также помогает понять, зачем нужно было фальсифицировать ряд биографических и иных данных Гейдару Алиеву: «В молодости он [Алиев – прим.] был обвинён в изнасиловании, и ему пришлось убавить свои амбиции. Ему чудом удалось избежать исключения из партии, когда при голосовании по этому вопросу не хватило всего лишь одного голоса. Конечно же, судебного дела не было заведено против него, так как решение партии нельзя было преступить». Источник — David Remnick, «Lenin’s Tomb: The Last Days of the Soviet Empire», Vintage Books, New York, 1994, p. 181 (Remnick, the winner of a Pulitzer Prize, served as a reporter for The Washington Post for ten years, including four years as Moscow correspondent.)
Из сведений, преданных огласке вышеуказанными российскими авторами, следует чёткий вывод – в истории о рождении и становлении, карьерном росте Гейдара Алиева слишком много и просто тёмных мест, и сфальсифицированных документов. А вот что писал об отце нынешнего президента Азербайджана исследователь-автор (из современной АзР) Мовсун Гаджиев: «12 лет назад, ещё при жизни Гейдара Алиева, [публикация мая 2013 г. на сайте «Эхо Москвы» — прим.] в Москве, в комитете «Свободный Азербайджан» был подготовлен аналитический материал о Гейдаре Алиеве. Он и до сих пор не потерял актуальности. Начнём с тривиальной фразы: диктаторами не рождаются, диктатором человека делает жизнь и общество. Поэтому весь азербайджанский народ в ответе за рождение диктатора в Гейдаре Алиеве. Сначала они помогли ему поменять биографические данные, переписать биографию, поменять родину (в Большой Советской Энциклопедии Г. Алиев родился в Сисианском районе Арменянской ССР, в Азербайджанской Энциклопедии он уже уроженец Нахичевани Азербайджанской ССР), «приукрасить и облагородить» свой род, видимо, будущий диктатор стеснялся своего очень простого происхождения. Люди помогли изменить ему не только год рождения, но и часть биографии, особенно касающуюся военных лет. Никто так и не знает, болел ли он туберкулёзом и потому не воевал, как все его сверстники, то ли был в этот период советским резидентом в Иране. Полнейшая путаница. Но ведь человек, переписывающий свою биографию, делает это с целью что-то скрыть. Всю свою последующую жизнь вопрос о родителях и национальности будет для него самым болезненным. Он категорически запрещает своей многочисленной родне говорить или обсуждать что-либо о своих корнях. Он был страшно зол, когда его необузданно-неуправляемый брат Джалал подал в суд на лидера партии «Гейрят» Ашрафа Мехтиева за то, что тот назвал Алиевых курдами, а не азербайджанцами. Ни у кого не оставляет сомнения, что иска не последовало бы, назови Ашраф Мехтиев их французами или итальянцами. Так что, первые, через кого он переступил, были родители. Потом он будет переступать через любого, если этого потребуют обстоятельства. В этом вопросе у него никогда не было сомнений».
Другой бакинский автор, Рамиз Велиев пишет: «В 1929 году при переходе на окружное деление Курдистанский уезд [речь о пресловутом «Красном Курдистане» — прим.] был упразднён. А в 1937 г. в рамках зачистки южных границ была проведена депортация в Среднюю Азию «неблагонадежных» курдов со всего Закавказья. Между тем, спустя несколько десятилетий секретарь ЦК КП Азербайджана курд Гасан Алиев (сводный брат Гейдара Алиева) уже выбивал для соплеменников крупные должности во власти. В итоге выходцы из курдской среды широко были представлены в государственных структурах Азербайджанской ССР. После того, как Гейдар Алиев в 1969 году стал первым секретарем ЦК КП Азербайджана, продвижение курдов в высшие государственные должности получил массовый характер. В течение нескольких лет большинство высших государственных должностей в правительстве и законодательной власти, а также первых секретарей райкомов заняли курды, из них Председатель Верховного Совета Азербайджанской АССР Искендеров, Председатель Совета министров Азербайджана Алиханов, заместитель Председателя Совета министров Азербайджанской ССР Камран Гусейнов, Министр Внутренних дел АзССР Гейдаров и др. Более того, уже в те годы Гейдар Алиев помышлял о создании Курдской автономии в составе АзССР. В этом плане интересным является фрагмент рассказа ныне покойного академика Играра Алиева о своём разговоре с Гейдаром Алиевым, приведённый в одной из статей талышского политолога Фахраддина Абосзода. «Г.Алиев вызвал меня к себе и сказал: — Играр муаллим, пожалуйста, посмотрите в архивах, может, что-нибудь найдёте о курдах в Азербайджане», — вспоминал ныне покойный Играр Алиев. – «А зачем вам это, Гейдар Алиевич?» – спросил я. – «Посмотрим, может быть можно будет создать какую-нибудь автономию для курдов в составе Азербайджана». Я пошёл по своим делам, спустя некоторое время пришел к нему и сказал: «Нет, Гейдар Алиевич, не смог найти что-нибудь существенного». – «Ладно, — сказал он. – Идите, занимайтесь своими делами, потом как-нибудь вернёмся к этому вопросу».
Итак, раз Гасан Алиев – сын своего отца Алирзы, и – курд, то, естественно, курды также все сыновья Алирзы Алиева, в том числе и Гейдар. Значит – и Ильхам?.. В конце концов, есть многочисленные свидетельства о том, что Гейдар, будучи главой КГБ АзССР, отвечал именно за «курдский фронт» советской контрразведки на юго-западном направлении. Уже упоминавшийся Р. Велиев пишет: «В конце 90-х гг. ходили слухи о сотрудничестве азербайджанских властей с действующей в Турции Рабочей партией Курдистана. В 1998 г. Эльчибей заявил, что тогдашний президент Гейдар Алиев, находясь на посту Председателя КГБ АзССР, был причастен (наряду с Евгением Примаковым и бывшим ответственным сотрудником ЦК КПСС Кареном Брутенцом) к созданию Рабочей партии Курдистана (РПК). РПК — повстанческая организация, борющаяся за создание курдской автономии в составе Турции. Сам он никаких доказательств, правда, при этом не привёл. Но очевидно, что правящий клан в Азербайджане, в том числе семья Алиевых, имеющий курдские корни, имеет определённое доверие со стороны курдского национального движения. О сотрудничестве сторон была масса утечек в СМИ… Сам арестованный лидер РПК Абдулла Оджалан в июне 1999 г. на судебном заседании в Турции заявил: «РПК имеет в Азербайджане представительство и руководящие работники в этой стране оказывают нам финансовую помощь». Спустя месяц, член руководства курдского сепаратистского движения Хошнав Сипан в интервью газете «КоммерсантЪ» добавил, что Гейдар Алиев вёл переговоры с РПК «в начале 1993 года, когда возглавлял верховный совет Нахичевани. Он тогда принял трёх представителей руководства РПК и обсуждал с ними вопросы сотрудничества». В 1998 г. по указанию президента Гейдара Алиева в Министерстве национальной безопасности Азербайджана было заново создано подразделение для работы в курдском направлении. Такая политика в свое время даже вызвала серьёзное недовольство премьера Турции Таипа Эрдогана. Курдская проблема является одной из трудноразрешимых в отношениях между Азербайджаном и Турцией. Так, Анкара уже свыше полутора десятков лет безуспешно требует от Баку признать курдское повстанческое движение РПК в Турции – террористической организацией. Однако эти требования бессмысленны, и не будут претворены: власть в Азербайджане не может пойти против самой себя. Более того, именно в Азербайджане расположен один из важнейших центров PПK. В прессе не раз сообщалось, что политическим центром PПK в Азербайджане руководит, совместно с Бейляром Эйюбовым, министр по чрезвычайным ситуациям Азербайджана Камалетдин Гейдаров. Экономическим центром, основным источником финансирования PПK, ведает Абдулбари Гезал, а внешними делами РПК занимается Рза Везири».
Этот же автор далее заключает: «Сегодня количество курдов в Азербайджане растёт в геометрической прогрессии. Курды владеют многими ключевыми должностями в стране: от политических до финансовых. Не случайно в интеллектуальных кругах Баку Азербайджан уже успели прозвать Курдбайджаном. Не в восторге от курдского влияния и коренные жители Азербайджанской республики — лезгины, талыши и др., — среди которых сегодня вновь популяризировалась пословица: «что лысый Гасан, что Гасан лысый, всё равно чума». «Среди коренных народов Азербайджана неуклонно растёт идея сопротивления курдскому лобби, и чем больше будет давление на них, тем больше у Азербайджана шансов столкнуться с протестным движением автохтонов республики», — отмечают аналитики. Азербайджан ещё в советское время начал превращаться в республику, где коренные жители были оттеснены на вторые роли господствующими (и соперничающими друг с другом) национальными меньшинствами — курдами и татами».
Выше упоминавшийся А.Трушин также пишет: «Нахичеванский клан всегда был силён в Азербайджане. И ведёт он свою негласную родословную от нахичеванских ханов-курдов».
Этническими курдами являются руководитель администрации президента АзР Рамиз Мехтиев и начальник личной охраны папы, а теперь и сына Алиевых Бейляр Эйюбов. Мехтиева и Эйюбова в Азербайджане за глаза именуют «всесильными». Гендиректор Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАз, она же SOCAR) Ровнаг Абдуллаев, мэр Баку Гаджибала Абуталыбов и руководитель ЗАО «Азербайджанское телерадиовещание» Ариф Алышанов – тоже курды. Нахичеванской автономией руководит курд Васиф Талыбов, всей строительной индустрией Нахичеванской области — курд Эмиль Юджар. Шеф МЧС Азербайджана — курд Кямаледдин Гейдаров. Хозяин крупнейшего в АР многопрофильного концерна «Азерсун» — курд Абдулбари Гезал. Есть сведения, что именно Гейдаров и Гезал финансово поддерживают РПК, ведут прямые телефонные переговоры с лидерами РПК. По крайней мере, такие сведения о них ходили лет пять-восемь назад. Столь сильное курдское присутствие в политической вертикали Азербайджана, как и переселение курдов из стран Ближнего Востока, служат одной цели – создание в Азербайджане курдской социальной базы, на которую бы опирался правящий курдский клан Алиевых. И, кстати, именно Р.Мехтиева в Баку называют «серым кардиналом». Именно ему клан поручает вести некоторые закулисные переговоры, заниматься кадрами, выступать от имени «организации». ( «Организация» — так ещё сам Гейдар Алиев, а может быть, и все братья Алиевы, называли свою семью и её личный счёт. К примеру, когда Рамиз Мехтиев приводил очередного кандидата на какую-нибудь должность, он обязательно спрашивал: «А организации деньги перечислены?», что значит одно — запрашиваемая сумма заплачена. Если да, то кандидата поздравляют.) Именно Р.Мехтиеву была поручена роль опекуна «наследного принца» Ильхама Алиева. Но это – что называется, «на людях», а вот за кулисами всё продолжали вершить «старейшины клана»… Р.Мехтиев же являлся и является только исполнителем воли и решений семьи Алиевых.
Но… Мы не собираемся, что называется, «обижать» ни азербайджанцев, ни курдов. Пусть нас попытаются понять правильно. Сейчас никто не собирается пытаться, допустим, как второй экс-президент Азербайджана (ныне также покойный, как и Гейдар Алиев) Абульфаз Эльчибей то делал, подорвать «доверие Турции» к клану Алиевых. В конце концов, не стоит забывать, что г-н Эльчибей был-то всего лишь навсего…тоже Алиев, принадлежал к некой отдалённой ветви курдского клана Алиевых. И тоже был выходцем из Нахичевани. Кто их знает, этих Алиевых? Что за игру они вели в первой половине 90-х с Турцией, с турецкими (османскими) националистами, с турецкими курдами и т.д.? И для чего они это делали… Р.Велиев в своём исследовании пишет также об острой конкуренции между курдскими и татскими кланами за власть и влияние на Апшероне и в Баку. И тут можно вполне усмотреть причину операции по «плавному отстранению» от власти, весной 1992-го, первого экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова. Ведь, по одной из версий, и он не был азербайджанцем-тюрком – а представлял как раз клан татов. Но – татом ли?.. Впрочем, вопросы об Эльчибее и Муталибове, как и их связях с Гейдаром Алиевым, нас пока не интересуют, хотя в 1988-90 гг. по Баку широко была распространена версия-слух, что даже акции так называемого Народного фронта Азербайджана руководится кланом Алиевых. И хотя тот же Муталибов спустя годы несколько раз публично заявлял, что на заре его карьеры Гейдар Алиев «опекал его и помогал», факт остаётся фактом. Именно Алиевы, свергали и изгоняли Муталибова из Баку, Апшерона. Курды – против тата (но тата ли?..), можно и так – «нахичеванцы» против «апшеронцев», и так далее…
Вопрос, однако, в корнях женского начала клана Алиевых. Очень часто мать Гейдара Алиева, т.е. бабушку Ильхама, называли армянкой. У братьев Гусейна и Гасана Алиевых мать была – другая женщина, Нарынгюль. Матерью же Гейдара, Агиля, Джалала, Рафиги, Суры и Шафиги была Иззет. Мать – и армянка? Жёсткая игра судьбы… Прямо как у приснопамятного султана Абдул-Гамида что ли?! Твёрдых данных о происхождении матери Гейдара Алирзы оглы, бабушки Ильхама — нет. Слухи – они слухи и есть. Вроде бы недалеко от нынешнего села Танаат Сисианского района Армении было некое село «окурдизированных армян». И, мол, оттуда-то происхождением и была Иззет ханум. Не «всё чисто» и в других женских линиях клана Алиевых. Бабушка по отцу у Гейдара была родом из селения Уруд (ныне село Воротан в Армении). Среди его предков были те, кто носил почётное звание «кербалаи», даваемое в основном мусульманам-шиитам, совершившим паломничество в Кербелу (в современном Ираке — прим.). Вот ещё примечательное свидетельство. Из докладной начальника отдела по надзору за следствием в органах госбезопасности прокуратуры Азерб.ССР, старшего советника юстиции В.А.Чудина. 27. 01.1990 г., 13/8186, стр. 2, второй абзац снизу: «Во-вторых, о преступном сговоре Алиева и Кеворкова [бывший секретарь обкома КПСС в НКАО – прим.] ярко свидетельствует установленный следственной бригадой СССР и МВД факт их родственных отношений по материнской линии, а также факт фальсификации Г.Алиевым в своих анкетных данных: национальное происхождение своей матери, которая была армянкой». Безусловно, это уже – не просто слухи или домыслы.
Да… Ну что – всё? С одной стороны – курды наши «братья Алиевы», при маме-окурдизированной армянке? Но тогда к чему было так часто и малопонятно (с точки зрения логики) фальсифицировать биографию, менять год своего рождения и т.д.? Ну, армянка – мать (вторая жена Алирзы), ну и что? Явно – исламизированная… Что тут прятать-то? С Кеворковым по женской линии родственник – ну и что? Оказывается, есть ЧТО. Потому что наряду с достаточно общепризнанными и широко циркулирующими сведениями о происхождении Гейдара Алиева (соответственно, и его сына Ильхама), есть и менее распространённые. Но о которых всё же нет-нет, да и поговаривают, в том числе и в разных блогах, соцсетях и так далее. Тот-то сказал – некто четвёртый услышал, через девятого было передано… Механизм распространения сведений на уровне слухов и домыслов – примерно такой. Но зная, как часто и нелогично сам Гейдар и его братья меняли документы именно НА ГЕЙДАРА (!), приходится признать, что целью их было – не только не допустить призыва Гейдара Алирза оглы Алиева в ряды Советской армии во время Великой Отечественной войны. Ещё раз напомним: комиссия, отправленная в Закавказье Борисом Пуго, так и не нашла записи о рождении младенца Гейдара в метрической книге Нахичеванской мечети и свидетельства органа ЗАГСа о его рождении. И не должна была и не смогла бы найти!!!! Ведь вся подлинная документация о происхождении младенца Гейдара и его появлении в семье Алирзы Алиева была заблаговременно уничтожена – по всей вероятности, самим бывшим банщиком — «железнодорожником» из Нахичевани, или же одним из его старших сыновей – видимо, всё же именно «первым курдским кандидатом наук» Азербайджана Гасаном Алиевым, коль скоро, именно он и был опекуном и советчиком Гейдара, а заодно и – секретарём ЦК компартии АзССР в 1949-52 гг., затем работал на разных должностях: заместителем председателя Совета министров` Азербайджана, одновременно являясь директором Биологического института и членом Академии наук Азербайджана, а с конца 80-х стал основателем экологического движения в Азербайджане…
И вот – одна из причин, по которой было необходимо сделать так, чтобы достоверная информация о происхождении Гейдара вообще бы исчезла. Он был усыновлённым ребёнком – взятым из детдома. И кто он по происхождению, известно лишь Аллаху, родителям – Алирзе и Иззет, да старшим (сводным) братьям Гусейну и Гасану. Никого из них нет в живых. Ильхаму вряд ли что-то могли рассказывать старейшины клана. Нет в живых и жены Гейдара – матери Ильхама, Зарифы-Зульфии Алиевой. Умерла в 1985 г., официально – от рака в Москве. Однако по Баку тогда усиленно распространялись слухи – убита мужем, узнала нечто, что не должна была узнать… Или – пыталась вмешаться в нечто, во что Гейдар не имел права её «впустить», попыталась шантажировать мужа и… А кто же была Зарифа-Зульфия ханум, коли нам интересно понять, кто же по национальности и Ильхам Алиев? Невесту подобрали для Гейдара Алиева соответственно возлагавшимся на него надеждам – дочку дипломата, народного комиссара здравоохранения Аз.ССР (1939-41 гг.), затем — Председателя Верховного Совета Аз.ССР (1941-44 гг., с 1941 по 1942 гг. Азиз Алиев также являлся 3-м секретарём ЦК КП(б) Азербайджана), и, наконец, 1-го секретаря Дагестанского обкома КПСС (1942-48 гг.) Аббаса-Азиза Мамед-Керим оглы Алиева. Она слыла первой красавицей Дагестана. Её красота, горделивая осанка кавказской женщины, природный ум (она имела учёную степень доктора наук, что вовсе не обязательно для жены на Востоке), такт и обаяние производили впечатление на всех, кто в 80-е годы видел её на официальных приемах в Москве. По официальной версии – дагестанская (дербентская) азербайджанка. Неофициальные слухи – утверждали, что татка. Или… не татка?.. К чему этот, и на него похожие вопросы в ключе «таты или не таты?», читатели увидят ниже…
Кстати, номенклатурный брак даже с такой красавицей, видимо, не принёс счастья Гейдару – через полгода после свадьбы он изменил молодой жене. Любовница была «товарищем по работе». Известно, что она родом с Украины, во время войны путалась с немецкими офицерами. С одним из них пыталась бежать в Германию в 1944 г. Их поймали, немца отправили в лагерь, а её завербовала госбезопасность. В качестве агента Лубянки она и появилась в Баку. В распоряжении Алиева было несколько конспиративных квартир. Там и встречались любовники. Их роман не удалось скрыть от завистливых сотрудников, недовольных быстрой карьерой молодого выдвиженца. На стол начальству лег скандальный рапорт. Дело дошло до Москвы. По служебной линии меры были крутые: Гейдара разжаловали в младшие лейтенанты и перевели на самую низкую должность в оперативной работе. Любовницу просто выгнали «из рядов». По нормам того времени Алиеву грозило исключение из партии, но вмешался всемогущий брат Гасан, и партсобрание КГБ вынесло решение: строгий выговор с занесением в учётную карточку. Потом райком снизил наказание до простого выговора – учётная карточка осталась чистой. Этот второй прокол в биографии Алиева послужил ему хорошим уроком. Он сделался «примерным семьянином». Зарифа-Зульфия родила ему дочку Севиль и сына Ильхама. Однако грешил теперь Гейдар Алиев крайне осторожно, и вроде бы больше скандальных любовных связей на стороне никто не выявлял, хотя… Допустим, о его особой симпатии к известнейшей певице-даглинке (ираноязычный субэтнос в современном Азербайджане, в сущности …таты! – прим.) Зейнаб Ханларовой, в Советском Азербайджане не знал только глухой, слепой да ленивый…
Итак, курд, курды? О происхождении братьев (сводных) Гейдара Алиева – Гусейна и Гасана, также что-то трудно сказать окончательное. Сведениями о происхождении их матери Нарынгюль мы не располагаем. О матери Гейдара, Агиля и Джалала – Иззет ханум, есть только слух, что она из «окурдизированных армян» из Сисианского района Армении. Плюс – слух о том, что младенца Гейдара взяли из детдома. То есть он не кровный ребёнок Алирзы и Иззет Алиевых. К этому добавляется ещё один немаловажный слух. Есть (по крайней меры, живы и здравствуют) свидетели, которые слышали дружескую беседу Гейдара Алиева и руководителя одной из союзных республик СССР. И когда, этот руководитель в шутку назвал Гейдара Алирза оглы вначале курдом, а затем – азербайджанцем, то тот, то ли в шутку, то ли всерьёз ответил: «Да нет, я на самом деле горский еврей». При этом известно, что исторически на территории Сисианского района Армении в средние века были некие еврейские поселения.
Так что – по крайней мере, какие-то евреи или же субэтнос, воспринимавшийся окружающими, как евреи, и на территории современной Республики Армения, и в Нахичеванской АР были. Когда-то были. Шутил или нет Гейдар Алирза оглы в своём разговоре с своим коллегой, что является горским евреем, нам не дано узнать. Как и не дано уже узнать (вряд ли остающиеся в живых пока брат и сёстры Гейдара Алиева, даже если они в курсе, добровольно выступят с откровениями по этому вопросу!..), зачем клану Алиевых в 30-40 гг. XX века понадобилось тщательно уничтожать все документальные свидетельства о его рождении.
Но если всё-таки ориентироваться на то, что в семье курда (да ещё – из рода, восходящего к Ханам Нахичеванским!..) и курдизированной армянки вполне мог быть приёмный младенец-еврей или горский еврей по происхождению?.. Тогда и… Ильхам Алиев – еврей?! И получится, что ещё один слух-быль – о том, что род его жены Мехрибан Пашаевой-Алиевой тоже является горско-еврейским, это в какой-то мере есть отражение того, что Гейдар Алиев не шутил в беседе. И, подбирая жену своему непутёвому сыночку-инфантилу, отдал его в руки «своим»!.. И прошлогодние игрища клана Алиевых вокруг идеи о «вбрасывании» госпожи Мехрибан Пашаевой-Алиевой в качестве возможной преемницы Ильхама в президентстве – это, действительно, совместная курдско-горскоеврейская «домашняя разработка» стратегического решения вопроса о сохранении власти и бешеных денег, как об этом под видом версий и сообщалось в 2013 г. с Апшерона?!
Догадки, слухи… Снова догадки. Кстати, несколько слов о татах и «горских евреях». Это нам поможет попытаться кое-что понять – в том числе и из недавней истории систематической и непрерывающейся борьбы за власть как в бывшей Аз.ССР, так и в нынешней АзР. Источники очень прямо говорят нам о том, что сам термин «горские евреи» появился в широком применительном обиходе лишь после того, как территории Дагестана и Бакинской губернии вошли в состав России. То есть – только после череды русско-иранских войн. А вот что о горских евреях говорят различные источники! Самоназвание — жугьур [джуhур], множественное число — жугьургьо, более традиционно также гьивр, субэтническая группа евреев Северного и Восточного Кавказа. Частично потомки иранских евреев. До середины XIX в. жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана, затем в другие регионы России, а позже – и в Израиль, США, Германию и др. Предки горских евреев пришли из Персии где-то в V веке н. э. Говорят на диалекте татского языка иранской ветви индоевропейской семьи, называемом также горско-еврейским языком и относящемся к юго-западной группе еврейско-иранских языков. Горские евреи отличаются от всех остальных евреев как культурно, так и лингвистически. Делятся на 8 локальных групп: 1) нальчикские (нальчигё) — Нальчик и близлежащие города Кабардино-Балкарии; 2) кубанские (губони) — Краснодарский край и часть Карачаево-Черкессии, большая часть кубанских евреев была убита, сначала во время раскулачивания, позже во время холокоста; 3) кайтагские (кайтоги) — Кайтагский район Дагестана, особенно в Тубен-ауле и Маджалисе; 4) дербентские (дербенди) — Дербентский район Дагестана, включая село Нюгди; 5) кубинские (губои) — север Азербайджана, в основном в посёлке Красная Слобода (Кырмызы Кесебе); 6) ширванские (ширвони) — северо-восток Азербайджана, в прошлом село Мюджи Шемахинского района, Исмаиллы, а также в Баку; 7) варташенские — города Варташен (ныне Огуз), Гянджа, Шемаха (около 2000 чел.); 8) грозненские — город Грозный (сунж галаи) (около 1000 чел.).
Итак, получается почти следующее. Те таты, которые остались иудеями, были в царской России (видимо, для «удобства») переименованы в «горских евреев». А таты, которые в какие-то века приняли ислам, и по сей день продолжают именоваться татами. Как в России, так и в современной АзР… Или это – тоже не истина? Кстати, в принципе, и субэтническую группу «бухарских евреев» (Средняя Азия) можно отождествлять с «горскими евреями» — и «бухарцы» говорят на том же наречии татского языка. Допустим, что таты и «горские евреи» — всё же один народ. Сколько сейчас татов-мусульман и татов-иудеев («горских евреев»), вряд ли кто возьмётся точно сказать. Есть такие цифры, очень приблизительные, оценочные – как говорится, официальные статистические данные плюс формула «так говорят»: «горских евреев» во всём мире от 110 до 150 тысяч человек, причём в Азербайджане – как в разнобой указывается, то 12-15 тысяч, то – 37-40 тысяч, а в России – тот 3,3-5 тысяч, то – 20 тысяч! Согласимся, что вряд ли такие «разрывы» в численности можно признать нормальным явлением. Татов-мусульман вообще трудно исчислять! Кстати, название «тат» дали им тюрки и чаще всего использовали…курды. Это обозначало осёдлых земледельцев (преимущественно персов). Такое же слово «тат» используется курдами, для обозначения оседлых персоязычных земледельческих групп населения, например в стихотворениях Джафаркули. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, пишет об этом: «Название Таты, кажется, не есть собственно обозначение известного народа, а является лишь определением его образа жизни и социального положения: на джагатайском наречии тюркского языка слово тат имеет значение подданного, живущего или служащего у вельможи, — и это название тюркские кочевые племена давали всем порабощённым ими народам, ведшим оседлый образ жизни. Таты были выведены в разное время из Персии в подвластные ей некогда закавказские прикаспийские провинции для борьбы с северными народами». Аббаскули-ага Бакиханов в своём труде «Гюлистан-и Ирам» отмечает: «Обитатели восьми деревень в Табасаране — Джалкан, Рукал, Камах, Магатир, Зиднан, Гумейди, Мутаги и Билхади, находящихся близ развалин города, основанного Ануширваном в связи с Дербендскою стеною, говорят на языке татов, одного из наречий древнеперсидского языка. Это даёт возможность полагать, что они были жителями данного города, но после разорения его, они переселились в окрестные деревни. В этом городе близ деревни Бильгяди есть ворота удивительной работы: их можно принять за Баб ал-хадид (Железные ворота), часто встречаемые в истории, а сама деревня, может быть, от них получила название, которое впоследствии стало Бильгади. Всё население магалов, расположенных между городами Шемаха, Кудиал (Куба), как то: Геуз, Лагич и Кошунлу в Ширванском, Бармак, Шешпара, нижняя часть Будуха в Кубинском уезде и весь уезд Бакинский, исключая шесть деревень терекеме или туркменов, говорят на том же языке, что свидетельствует об их персидском происхождении».
По «Кавказскому Календарю» на 1894 год в Закавказье насчитывалось 124 693 тата, а по переписи 1897 года в Российской империи проживало 95 056 носителей татского языка. По переписи 1926 года в СССР было зафиксировано 28 705 татов, а по переписи 1959 года их численность снизилась до 11 463 человек. Перепись 1970 года зафиксировала 17 109 татов, а по переписи 1989 года численность татского населения в СССР выросла до 30 669 человек. В 2005 году американские исследователи, проводившие полевые исследования в некоторых сёлах Губинского, Дивичинского, Хызинского, Сиазаньского, Исмаиллинского и Шемахинского районов АзР, указывают численность татов в исследованных ими сёлах в количестве 15 553 чел. Но громаднейшее число татов-мусульман в «братской» ещё Аз.ССР…просто была записана «азербайджанцами»! То есть – их может быть и полмиллиона, и миллион человек. Ведь у татов есть и свои самоидентификационные самоназвания — варианты самоназваний (в зависимости от региона) — тати, парси, даглы, лохиджихон (лагичинцы – от г. Лагич (Лохидж) в горном Ширване – прим.) и т.д. К тому же верующие мусульмане-таты – это в основном шииты, и незначительное количество суннитов (населяют сёла к западу от города Дербент). Поэтому трудно верить в цифру всего лишь 28-30 тысяч татов-мусульман в России и АзР – понятно, что помимо «скрытых» татов в Азербайджане в лице тех же даглинцев, лагичинцев, дэвечинцев и других, есть и таты Турции, Ирана и т.д. Вот ещё примечательный факт — при завоевании Россией Баку, в начале XIX века всё население города (8 тыс. чел.) составляли таты – см. источник, например, Yunusov A. S. Azərbaycanda islam. Bakı, Zaman, 2004. Это официальный результат первой переписи населения Баку российскими царскими властями.
При всём при этом, когда глубже «вгрызаешься» в описанную проблему, то получается, что нельзя безоговорочно отождествлять «горских евреев» и татов-мусульман. Евреи Восточного Закавказья именование «горские» получили в XIX в., когда в официальных русских документах все кавказские народы именовались «горскими». В 1888 г. учёный И.Ш.Анисимов в работе «Кавказские евреи-горцы» указывая на близость языка горских евреев и языка кавказских персов (татов), сделал вывод о том, что горские евреи являются представителями «иранского племени татов», которое ещё в Иране приняло иудаизм и впоследствии переселилось в Закавказье. Выводы Анисимова были подхвачены в советское время: в 30-х гг. началось широкое внедрение идеи о «татском» происхождении горских евреев. Усилиями нескольких горских евреев, приближённых к власти, начал раскручиваться тезис о том, что горские евреи — это «иудаизированные» таты, которые ничего общего с евреями не имеют. Из-за негласного притеснения горские евреи сами стали записываться татами. Это и привело к тому, что слова «тат» и «горский еврей» стали почти что синонимами. Ошибочное наименование горских евреев «татами» вошло в исследовательскую литературу в качестве их второго или даже первого названия. В результате весь тот слой культуры, который при советской власти создавался горскими евреями (литература, театр и т. д.) на горско-еврейском диалекте, именовался «татским» — «татская литература», «татский театр», «татская песня» и т. д., хотя собственно таты не имели к ним никакого отношения.
Более того, сравнение диалекта горских евреев и татского языка и физико-антропологических данных их носителей также полностью исключает их этническое единство. Грамматическая структура диалекта горских евреев является более архаичной по сравнению с собственно татским языком, что значительно затрудняет полное взаимопонимание между ними. Перейдя на персидскую речь, евреи, тем не менее, сохранили в своём наречии пласт заимствований из арамейского и древнееврейского (иврит) языков, в том числе не связанных с иудейской ритуальностью (например, гиоси — гневный, зофт — смола, нокуми — зависть, гуф — тело, кетон — полотно, гезире — наказание, говле — избавление, бошореи — радостная весть, нефес — дыхание и т. д.). Некоторые словосочетания в языке горских евреев имеют структуру, характерную именно для древнееврейского языка. В 1913 г. антрополог К. М. Курдов (интересно, «случайна» ли его фамилия? – прим.) измерил большую группу жителей татского селения Лохидж и выявил коренное отличие их физико-антропологического типа (средняя величина головного указателя — 79,21) от типа горских евреев. Измерениями татов и горских евреев занимались также и другие исследователи. Средние значения головного указателя татов Азербайджана колеблются в пределах от 77,13 до 79,21, а горских евреев Дагестана и Азербайджана — от 86,1 до 87,433. Если для татов характерна мезо- и долихокефалия, то для горских евреев — крайняя брахикефалия, следовательно, ни о каком родстве между этими народами не может быть и речи. Кроме того, данные по дерматоглифике (рельеф внутренней стороны ладони) татов и горских евреев также полностью исключают их этническую близость. Тогда получается, что носители горско-еврейского диалекта и татского языка являются представителями разных этносов, каждый со своей религией, этническим самосознанием, самоназванием, бытом, материальной и духовной культурой.
Но, с другой стороны, язык-то, в принципе, если и не один и тот же, то это – крайне РОДСТВЕННЫЕ диалекты одного и того же наречия! Следовательно, все, что писано-создано на «горско-еврейском», автоматически – это и часть мегакультуры на татском языке. И вполне может восприниматься как составная часть культуры татов, в том числе и татов-мусульман. Кстати, наименование «тати», начиная со средних веков, помимо Закавказья, было в ходу и на территории Северо-Западного Ирана, где оно прилагалось почти ко всем местным иранским языкам, за исключением персидского и курдского. В настоящее время в иранистике термин «тати», помимо наименования татского языка, близкородственного персидскому, применяется и для обозначения особой группы северо-западных иранских диалектов (чали, данесфани, хиараджи, хознини, эсфарварини, такестани, сагзабади, эбрахимабади, эштехарди, хоини, каджали, шахруди, харзани), распространённых в Иранском Азербайджане, а также к юго-востоку и юго-западу от него, в провинциях Зенджан, Раманд и в окрестностях города Казвин. Указанные диалекты проявляют определённую близость к талышскому языку и рассматриваются вместе с ним как одни из потомков языка Древней Мидии. Применение одного и того же названия «тати» к двум разным иранским языкам породило мнение о том, что таты Закавказья компактно проживают также и в Иране, из-за чего в некоторых источниках, при указании численности татов, указывался и одноимённый народ в Иране. Но считать это истиной в последней инстанции или заблуждением – увы, это слишком примитизировать ситуацию. Как говорится, тут и правда, и преувеличения – присутствуют одновременно.
Как можно заметить, вопрос-то чрезвычайно запутанный, сложный. Курд по воспитанию, если и не по рождению, Гейдар Алиев, тем не менее, своего единственного сына «отдал» горским евреям. Прекрасно понимая, что у евреев, в соответствии с иудаизмом, род и нацпринадлежность определяется по матери. То есть – и детей Ильхама «отдал»?! Клан Алиевых «воевал», свергал, а затем годами предавал остракизму то ли тата-мусульманина, то ли горского еврея Муталибова. Был «кем-то» убит при невыясненных обстоятельствах в Баку бывший председатель меджлиса Нахичевани и, как шушукал весь Баку, одновременно и внебрачный сын Гейдара Алиева от курдянки-нахичеванки – Аффияддин Джалилов… Был также «кем-то» убит некогда правая рука Гейдара Алиева в научном и научно-политическом мирах, в пропагандистских акциях историк-академик, не то талыш, не то тат (а то и горский еврей) Зия Буниятов. А его сын – на долгие годы посажен в тюрьму на отсидку и «перевоспитание». Как на таком фактографическом и «слуховом» материале – рисковать делать однозначные выводы?! Вряд ли это будет оправданным.
А завершить хочется строками азербайджанца Мовсуна Гаджиева – правда, в большей степени не об Ильхаме, а о Гейдаре: «У него никогда не было чувства Родины. Для него Родина — это поле битвы за власть и ещё дойная корова, из которой он выжимал всё до последней капли. Власть и богатство — его единственный приоритет. Это вся его жизнь. Потеряй он сегодня власть, завтра он не переживет этого, умрёт. Он и живёт-то только потому, что властвует. Он и выжил в самые трудные, бесславные и унизительные годы в Москве, только потому, что хотел вернуть себе потерянную власть. Все те подхалимы, кто называют его политиком высокого класса, глубоко ошибаются. Политик он в пределах только удельного княжества, небольшого масштаба, как Азербайджан. Судьба подкинула ему шанс и «увеличила» королевство, когда его перевели в Москву. Полный провал. Он доказал свою несостоятельность и показал, что может управлять только таким народом, как азербайджанцы, да и то, если он на коне. «Пешего» Гейдара Алиева в лучшем случае обходили стороной, в худшем, поливали грязью за коммунистическо-чекистское прошлое. Нельзя сказать, что он отличается особым умом. Он расчётлив, а в сочетании с хладнокровием и терпением — это больше, чем ум. У него есть главное качество политика — умение ждать, долго, терпеливо, как китайские философы сидят у реки и ждут упорно, когда проплывет труп их врага. Самое главное качество политика — это то, что он обладает чувством времени… Будучи плебеем, он старался не окружать себя людьми умными. Он ими только пользовался, как пользовался всеми. Конкуренции в их кругах он не боялся, потому что, как все диктаторы понимал: подонков много, но диктатором может стать не каждый. А он — не каждый. Как и все диктаторы, он злопамятен и мстителен. При этом он мстит не только своим личным врагам. Он мстит всему народу. Быть может, за то, что не восстали против Горбачёва, когда тот отстранил Алиева. Быть может, за то, что тоже внесли свою лепту и били лежачего Алиева. Быть может, за всё это он и отдал Азербайджан на откуп выходцам из Армении. [так называемые «ереванские азербайджанцы», «еразы» — прим.]. Своего сына он воспитывал точно так же, как азербайджанцев. Он ломал его, пытаясь всю жизнь навязать одно единственное мнение — только он знает, как лучше для сына, что надо делать и каким способом. Ильхам Алиев — яркий образчик инфантильности нации. Отец научил сына самому страшному — нелюбви. У того точно так же напрочь отсутствует чувство родины. Отец подавил в нём все человеческие чувства, передав ему в наследство вместо любви только слабости. Пристрастие Ильхама Алиева к азартным играм психологи склонны расценивать как неосознанный протест против отцовского давления».
А вот и апофеоз-приговор всему клану курдо-горских евреев (?!..) Алиевых вкупе с семейством Пашаевых: «Алиевы — эта та чаша, которую азербайджанский народ должен испить до дна. Потому что он этого заслужил. Потому, что народ позволил ему стать диктатором, преподнося ему Азербайджан, себя, будущее своих детей на блюдечке с голубой каемочкой. Потому, что люди сами согласились играть на его условиях, в его игры, а, значит, не могли выиграть, ни разу. Потому, что — либо хвалили, либо молчали, когда надо было сопротивляться и кричать. Утешение может быть только одно: урок для будущих поколений — не сотвори себе диктатора!». В этом выводе, сотворённом рукой азербайджанца-тюрка – суть. А не в том, горские или не горские евреи люди клана Алиевых, курды они или даже «полу-армяне», а то и – таты! Мы именно так формулируем потому, что, как говорится, в интернет-пространстве, в пресловутых соцсетях и блогах «пьянка уже идёт». Вот что, например, высказывает некий блогер «jannat seyidov» (возможно, азербайджанец или просто гражданин АзР) под статьёй некого «Baron Fuad» (возможно, курда) «Гейдар Алиев по происхождению Курд» (25-08-2011 02:48): «Даже если б он действительно был по отцу курд, и если б мать у него была армянка — он всё равно был бы настоящим азербайджанцем, потому что он себя таковым считал и — совершенно искренне. Есть видеоролик, на котором он говорит: «Я горжусь, что я — азербайджанец!». Достаточно посмотреть, КАК он это говорит… Писали, что отец Гейдара — не курд, а из семьи горских евреев, принявших ислам. Даже если б было и так — ну и что из этого? Человек определяется по его самосознанию. У Пушкина прадед был эфиоп, но самосознанием Пушкин был «русский» (хотя и кудрявый). Но прадедом своим гордился. И правильно делал. Ценность и достоинство человека определяются, прежде всего, его личными качествами и его самосознанием. И чем горский еврей хуже?».
Правильно, «jannat seyidov» — евреи или горские евреи ничуть не хуже и не лучше других. И ещё не известно, кто же был тот первый Алиев, который, являясь потомком «кербалаи», т.е. шиита, явно доказавшего свою приверженность мученику Али, тем не менее, дал наказ последующим поколениям — всё равно «возвращайтесь к своим корням». Вообще, это не компрометация и не дискредитация ни для кого – быть курдом, горским евреем или «европейским» евреем, быть татом или сыном «окурдизированной армянки». Важно именно то, что сказал М.Гаджиев об «отце нации» и отце Ильхама Алиева, а заодно и о самом Ильхаме. И важно то, чтобы те же самые курды, таты, горские евреи, как и другие нацменьшинства современной АзР, прекратили бы из себя строить «младших братьев» Турции и позиционировать себя как враги (можно и мягче – «конкуренты») индоевропейской цивилизации. Наконец, важно постоянно знать и помнить: всё что искусственное – обречено исчезнуть, и на обломках и развалинах этого искусственного всё равно пробьются ростки истины и справедливости. История – огромное колесо, оно имеет обыкновение крутиться и на разных своих витках возвращаться к точкам отсчёта. К тому, что было в первозданной Природе…