Международный банк Азербайджана (МБА) вновь стал одной из главных обсуждаемых тем в этой стране. Обсуждения начались в марте 2015 года, когда ушел в отставку, а в декабре того же года по обвинению в присвоении, расхищении нескольких миллиардов манатов и отмывании грязных денег был арестован глава МБА Джахангир Гаджиев, которого впоследствии приговорили к 11 годам тюремного заключения. Об этом пишет азербайджанское информагентство «Туран».
Согласно публикации, дела в банке скатились по наклонной, а президент Азербайджана Ильхам Алиев, чтобы поправить положение, 15 июля 2015 года подписал указ об оздоровительных мерах в связи с подготовкой к приватизации принадлежащих государству акций ОАО «Международный банк Азербайджана». B рамках данных мер предполагались приобретение государством проблемных активов МБА с погашением их стоимости, оказание ликвидной поддержки и восстановление капитальных потерь. Но данные меры не возымели особого действия, и на днях Межбанк заявил о добровольной реструктуризации обязательств.
Однако, несмотря на принимаемые государством меры, МБА продолжил терять средства, отмечается в публикации. Цена облигаций банка с погашением в 2019 году падала на 15%, а доходность вырастала до 14,188%. Причиной этому стали высокие выплаты по процентам, девальвация маната по отношению к основным иностранным валютам, незавершенность процесса приобретения государством токсичных активов.
Однако, как заявил «Туран» специалист по вопросам банковского сектора, юрист Акрам Гасанов, в случае с МБА речь идет не о реструктуризации, а о передаче его 3,3-миллиардного долга государству.
«То есть, должником по кредитам, взятым за границей, с этих пор будет Азербайджан. Конечно, МБА фактически банкрот. Так, при уставном капитале в 1,24128724806 млрд. манатов, банк завершил предыдущий год с ущербом в 1,74 млрд. То есть, ущерб не просто съел его капитал, у него абсолютно нет средств для возврата 0,5 млрд. долга. Однако государство не хочет ликвидировать Межбанк, поэтому формально он не банкрот», – объяснил специалист.
Кроме того, по словам Гасанова, соответственно опубликованному МБА плану, к государству перейдут обязательства по 31 долгу МБА. Время исполнения некоторых обязательств уже подошло (значит банк просрочил выплаты), время исполнения других подойдет в последующие годы и закончится в 2025 году.
«B целом, понятно, что в нынешней экономической ситуации состоянии госбюджета государство не сможет выполнить взятое на себя обязательство из бюджета, то есть за счет налогов. Увеличить налоги невозможно, предприниматели итак задыхаются. Поэтому очевидно, что эти долги выплатит Нефтефонд. Если еще несколько госструктур попадут в подобную ситуацию, то запасы SOFAZ (Нефтефонда – примеч. ред.) закончатся», — отметил Акрам Гасанов.
По сообщению азербайджанского информагентства «АПА», международные рейтинговые агентства «Fitch» и «Moody’s», как и ожидалось, значительно понизили рейтинг МБА. Так, «Fitch» присвоил Банку рейтинговую оценку ССС (возможен дефолт), а рейтинг «Moody’s» был пересмотрен до уровня Caa3 (дефолт неизбежен с небольшим шансом на восстановление).
В своем другом материале «Туран» пишет, что из-за экономических проблем, с которыми столкнулся Международный банк Азербайджана, в Казахстане могут пострадать пенсионеры. Так, Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) этой страны инвестировал более 70 млрд. тенге (220 млн. долларов) в облигации Международного банка Азербайджана. Деньги вкладчиков ЕНПФ находятся под угрозой невозврата.
Как отмечается в материале, судя по развернувшейся в социальных сетях дискуссии, граждан интересуют два ключевых момента: из какого расчета деньги пенсионеров оказались в проблемном азербайджанском банке и как собираются возвращать вложенные миллионы?
Согласно последним данным, депутаты фракции «Ак Жол» Парламента Казахстана предлагают привлечь к ответственности должностных лиц ЕНПФ, принимавших решение об инвестировании средств в проблемный банк Азербайджана.
Тем временем, бывший председатель Ассоциации накопительных пенсионных фондов, экономист Айдар Алибаев, комментируя в интервью медиапорталу «365info» ситуацию вокруг Межбанка, подчеркнул, что Азербайджан – это развивающаяся страна с достаточно высоким уровнем коррупции, которая намного больше зависит от нефти, чем Казахстан. По его словам, уровень эффективности управления в Азербайджане очень низкий и многое держится за счет поддержки Турции.
В этой связи «Деловой Казахстан» пишет, что долговые ценные бумаги МБА со сроком погашения 10 лет приобретались на средства ЕНПФ двумя траншами: первый от 8 октября 2014 года – 200 млн. долларов, второй – от 28 октября 2014 года – 49,95 млн. долларов. Срок погашения – 9 октября 2024 года. Ставка составила 8,25% годовых.
«Но в этой сделке появляется офшорная составляющая. Бумаги приобретались по принципу “частного размещения”, для чего была привлечена офшорная компания специального назначения Emerald Capital Limited (SPV). То есть не на открытом рынке, не через биржу, без других участников торгов. Что уже настораживает», – подчеркивает «Деловой Казахстан».
Согласно информации, в октябре 2014 года Национальный банк Республики Казахстан инвестировал средства не напрямую, а в облигации этой компании, которая затем разместила эту сумму на депозит МБА. Члены Общественного совета нашли информацию, что приобретались эти бумаги по дополнительной подписке у эмитента через андеррайтера Citi при участии алматинского подразделения юристов Denton’s.
«Закономерен вопрос, не является ли нарушением законодательства размещение пенсионных денег через офшор?» – задается вопросом издание.
В публикации особо отмечается, что в живущем за счет нефтяных доходов Азербайджане благополучие страны очень сильно коррелирует с сырьевым рынком. Поэтому, по мере ухудшения ситуации на рынке МБА стал испытывать проблемы. По информации СМИ, в январе 2016 года оценочная стоимость ценных бумаг МБА опускалась до отметки в 67%. Таким образом, убыток казахских пенсионных активов составил более 31 млн. долларов.
«Плохое “самочувствие” банка вскоре подтвердило и международное рейтинговое агентство Moody’s. Снижение рейтинга связано с ухудшением финансовой устойчивости банка, несмотря на оказываемую поддержку со стороны государства последние два года», – отмечает «Деловой Казахстан».
Напомним, что крупнейший банк Азербайджана – Международный банк Азербайджана (МБА), оказавшийся на грани краха в результате дефицита в стране валюты и острого валютного кризиса, прекратил выплаты по внешнему долгу и начинает переговоры с кредиторами о реструктуризации. В начале мая МБА обратился в Нью-Йоркский суд о реструктуризации его долга перед иностранными инвесторами в США. В частности, 10 мая МБА пропустил платеж по основному долгу и процентам по кредиту на $100 млн.
Часть его долгов в иностранной валюте будет заменена на суверенные гособлигации Азербайджана, а предлагаемый план реструктуризации станет обязательным, если его одобрят кредиторы, на долю которых приходится две трети задолженности в денежном выражении.
Добавим также, что бывший председатель МБА Джахангир Гаджиев обвинялся по статьям 178.3.2 (мошенничество с нанесением ущерба в крупном размере) и 179.3.2 (присвоение в крупном размере) Уголовного кодекса Азербайджана. Отмечалось, что вскоре после февральской девальвации, обесценившей манат на 34%, подавшего в отставку Дж. Гаджиева вместе с его свояком – экс-главой спецслужб Эльдаром Махмудовым – заподозрили в причастности к вывозу валюты из страны в крупных размерах. После этого последовали аресты ряда высокопоставленных сотрудников МБА и бизнесменов, получивших там без гарантий и залогов крупные кредиты, не собираясь их возвращать. По неофициальным данным, сумма невозвращенных кредитов в МБА достигала 6 млрд. долларов.